Параграф 14-15 учебник по истории России XVI – XVII вв. Мединский, Торкунов 7 класс

Учебник История России XVI—XVII вв. 7 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России XVI—XVII вв.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 14–15 Завершение эпохи Ивана Грозного

К каким результатам и почему привело правление Ивана Грозного?

Рассмотрите иллюстрации, представляющие Ивана VI в разные моменты его жизни. Какие развлечения он предпочитал в минуты досуга? Какие думы тревожили царя на исходе правления?

Чем Иван Грозный напугал подданных в 1575 г.? Почему они испугались?

Какую роль на завершающем этапе Ливонской войны сыграла героическая оборона Пскова? Аргументируйте ответ.

1. Какая связь существует между опричниной и Ливонской войной?

2. Кратко охарактеризуйте этапы Ливонской войны. ?

1. В чём состояли причины неудачи Ливонской войны для России?

2. Каковы были итоги Ливонской войны?

Рассмотрите картину. Где изображён отряд казаков, а где войска Кучума? Почему вы так решили? Кто одержал победу в сражении?

1. Чем привлекала Сибирь русских купцов? Какую роль в освоении сибирских земель сыграли купцы Строгановы?

2. Почему население ханства Кучума признало власть царя?

1. Почему потеря сына стала для Ивана Грозного большой трагедией?

2. Какие версии смерти царевича Ивана вам известны?

Предположите, как встретили весть о смерти Ивана IV его подданные.

1. На какие периоды можно условно разделить правление Ивана IV? В чём особенность каждого из них?

2. Каковы итоги царствования Ивана Грозного?

Вопросы и задания

1. Расскажите о важнейших событиях внутренней жизни России в 1572— 1584 гг. Почему к концу царствования Ивана Россия стояла на грани династического кризиса?

2. Каких успехов смогла добиться Россия в ходе Ливонской войны после 1572 г.? Зачем и как Иван Грозный создал Ливонское королевство? Чем закончился этот военно-политический проект?

3. Охарактеризуйте социально-экономическое и международное положение страны в конце правления Ивана Грозного. Каковы были причины кризиса?

4.* У художника И. Репина есть картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.». Найдите её в Интернете. Какой точки зрения на причину смерти царевича Ивана придерживался Репин? Узнайте, какую реакцию вызвала эта картина у современников. Почему она до сих пор вызывает споры?

5. Чем российское самодержавие времён Ивана Грозного отличалось от системы власти, сложившейся тогда в западноевропейских странах?

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Определите хронологический порядок событий: 1) заключение Люблинской унии; 2) Плюсское перемирие со Швецией; 3) Утрехтская уния; 4) осада Пскова Стефаном Баторием.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок с пропусками из «Истории России с древнейших времён» С. Соловьёва и ответьте на вопросы.

В царствование Иоанна IV … обратили свою промышленную деятельность далее на восток, в область Камы; в 1558 г. Григорий … бил царю челом и сказывал: в восьмилесяти восьми вёрстах ниже Великой Перми, по реке Каме, по обе её стороны, до реки Чусовой лежат места пустые, леса чёрные, речки и озёра дикие, острова и наволоки пустые; и всего пустого места здесь сто сорок шесть вёрст… и теперь эти земли не отданы никому… Григорий бил челом, что хочет на этом месте городок поставить, город пушками и пищалями снабдить… по речкам до самых вершин и по озерам лес рубить, расчистя место, пашню пахать, дворы ставить, людей называть неписьменных и нетяглых, варницы ставить и соль варить.

1. О какой династии промышленников и купцов говорится в тексте?

2. Что просил представитель этой династии у Ивана IV? Для чего?

3. С какими событиями, о которых говорится в параграфе, связана деятельность этой династии?

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. К каким результатам и почему привело правление Ивана Грозного?