Параграф 12 учебник по истории России IX — начало XVI в. Мединский, Торкунов 6 класс

Учебник История России IX — начало XVI в. 6 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России IX — начало XVI в.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 12. Русь при Владимире Мономахе

Как удалось сохранить единство государства и победить половцев?

Почему во второй половине XI в. половцы побеждали дружины русских князей?

Как действовал в борьбе с кочевниками Владимир Мономах?

Что общего было в походах рыцарей-крестоносцев и походах русских князей против половцев?

Почему в 1113 г. в Киеве произошло восстание?

Назовите особенности каждой части Русской Правды.

Почему Владимиру Мономаху удалось дать решительный отпор половцам? Назовите две – три причины .

Вопросы и задания

1. Составьте хронологическую таблицу «Борьба русских князей с половцами».

2. Чем поход Владимира Мономаха на половцев в 1111 . отличался от других столкновений русских дружин со степняками?

3. Из курса истории Средних веков вспомните, какую цель преследовали участники Первого крестового похода. Чем завершился этот поход?

4. Какие личные качества проявил Святополк Изяславич во время своего княжения в Киеве? Почему после его смерти киевляне позвали на престол Владимира Мономаха?

5. Перечислите основные итоги деятельности Владимира Мономаха.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события: 1) крупнейший общерусский поход против половцев; 2) начало княжения Мстислава Великого в Киеве; 3) поражение Ярославичей на реке Альте; 4) принятие Устава о резах и закупах.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте фрагмент из «Поучения» Владимира Мономаха:

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не будьте никакой христианской души.

…Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своём не ленитесь… Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. <…> Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днём, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посланников не полагался: сам делал, что было надо; весь распорядок и дома у себя также сам устанавливал…

Если не будете помнить это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Ленность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные.

Проанализируйте содержание параграфа и отрывок из «Поучения». На основе анализа выделите несколько качеств Владимира Мономаха, которые вы считаете наиболее важными для государственного деятеля.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Кто такие ростовщики?

 Какой закон был связан с их деятельностью? 

В чём заключались основные положения этого закона?

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Как удалось сохранить единство государства и победить половцев?