§12-13. Падение Избранной рады и введение опричнины
Сумел ли Иван Грозный с помощью опричнины достигнуть тех государственных целей в области внешней и внутренней политики, которые ставил?
Каковы были последствия новгородского погрома?
1. Чем были вызваны разногласия Ивана IV и Алексея Адашева?
2. Подумайте, почему Адашев был против продолжения Ливонской войны.
1. Чем была вызвана опала деятелей Избранной рады?
2. В чём, по мнению Ивана IV, крылась причина военных неуспехов России в Прибалтике?
3. Почему Иван IV считал себя вправе казнить подданных?
Оцените поступок князя Андрея Курбского, бежавшего в Литву.
Как разные слои населения отнеслись к отъезду царя из Москвы в Александровскую слободу?
Объясните, почему Иван IV отправил в Москву два письма.
Чем Иван Тимофеев объясняет раздел государства? Какие новые права получил царь?
1. Что такое опричнина и земщина? Выделите составляющие политики опричнины.
2. В чём суть конфликта царя с высшим духовенством?
1. Расскажите об основных событиях опричного террора.
2. Почему Иван Грозный казнил не только бояр, но и опричников?
- Какие события показали слабость опричного войска?2. Каково значение битвы при Молодях?Какие мнения о причинах введения опричнины существуют в исторической науке? Какое из них вы считаете верным? Свой ответ аргументируйте.
1. Расскажите о последствиях опричнины.
2. Привела ли опричнина к укреплению центральной власти? Свой ответ обоснуйте.
Вопросы и задания
1. В чём состояли объективные и субъективные причины падения Избранной рады? Обсудите в классе, что такое объективное и субъективное в истории.
2. Почему современники и историки считали отъезд Ивана Грозного из Москвы в конце 1564 г. необычным? В чем, по вашему мнению, состоял план царя? Как вы думаете, рисковал ли царь в начале 1565 г. престолом?
3. Как Иван IV объяснял введение опричнины? Что царь ставил в вину боярам, духовенству, служилым и приказным людям?
4. Сравните реформы Избранной рады и политику опричнины Ивана Грозного. В чём вы видите сходство и различия?
5. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Что стало причиной погрома в Новгороде и каковы были его последствия? Насколько действия опричников были обоснованны?
6. Существует следующая точка зрения на сущность опричной политики Ивана Грозного: «Опричная политика была направлена на утверждение неограниченной личной власти царя». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение обоснуйте историческими фактами.
7. Некоторые историки полагают, что внешняя политика Ивана IV оказывала влияние на его внутреннюю политику. Разделяете ли вы такую точку зрения? Свою позицию обоснуйте.
8. 24 августа 1572 г. случилась Варфоломеевская ночь. Где произошло это событие? С чем оно было связано? Можно ли сравнить его с новгородским погромом 1570 г.? Свой ответ аргументируйте.
9. Назовите последствия опричнины. Сформулируйте не менее трёх положений. Какое из указанных последствий, на ваш взгляд, имело самые долгие отрицательные результаты для развития России? Своё мнение обоснуйте.
10.* Некоторые историки полагают, что альтернативой опричнине могло стать продолжение реформ Избранной рады. Это позволило бы вместо неограниченного самодержавия Ивана IV развивать сословно-представительную монархию. Можно ли было, на ваш взгляд, реализовать такую форму правления в России во времена Ивана Грозного?
11.* Что было общего, а в чём состояли различия в способах укрепления верховной власти Иваном Грозным и правителями в странах Европы в XVI в.?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Определите хронологический порядок событий: 1) битва при Молодях; 2) начало национально-освободительной войны в Нидерландах против Испании; 3) введение опричнины; 4) указ о заповедных летах.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывки из исторических источников и ответьте на вопросы.
Из послания князя Андрея Курбского царю Ивану Грозному
…Зачем, царь… на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, оболгав православных в изменах и чародействе и в ином непотребстве, и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким?.. Или ты, царь… не боишься предстать пред неподкупным судией – надеждой христианской, Богоначальным Иисусом, который придёт вершить справедливый суд над вселенной и уж тем более не помилует гордых притеснителей и взыщет за все и мельчайшие прегрешения их…
Из послания Ивана Грозного Андрею Курбскому
Ты… из-за одного какого-то незначительного гневного слова погубил не только свою душу, но и души своих предков, – ибо по Божьему изволению Бог отдал их души под власть нашему деду, великому государю, и они, отдав свои души, служили до своей смерти и завешали вам, своим детям, служить детям и внукам нашего деда.
А ты всё это забыл, собачьей изменой нарушив крестное целование, присоединился к врагам христианства… Неужели же это свет — когда поп и лукавые рабы правят, царь же – только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба?
И неужели это тьма – когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания? Зачем же и самодержцем называется, если сам не управляет?…
1. Как представляли права и обязанности монарха и его подданных Иван Грозный и Андрей Курбский? В чём различаются их взгляды? Что их объединяет
2. Чью позицию вы разделяете? Объясните почему.
Работаем с ПОНЯТИЕМ
Раскройте смысл понятия «заповедные лета». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте Грозного?
его двумя-тремя аргументами. Сумел ли Иван Грозный с помощью опричнины достигнуть тех государственных целей в области внешней и внутренней политики, которые ставил?