§ 11–12 Парад реформ: модернизация по-петровски
В чём состояли главные перемены в социальной сфере, произошедшие в Петровское время?
Используя дополнительные источники информации, узнайте, как митрополит Стефан относился к реформам Петра І.
Используя дополнительные материалы, составьте краткую биографию Феофана Прокоповича.
Как изменилось положение Русской православной церкви при Петре I?
Опишите обмундирование и вооружение воинов Петровского времени.
Какие типы кораблей изображены на картине?
В чём состояли главные различия русской армии в XVII и в начале XVIII в.?
1. В чём состояло преимущество для казны подушного обложения перед подворным?
2. Как при Петре І рассчитывали сумму налога с каждой «ревизской души»?
Выясните или определите самостоятельно, какие исторические фигуры, помимо Петра, изображены на этой картине. Какова была их роль в жизни царя и страны в целом?
Прослушайте популярный в XIX в. романс «Он был титулярный советник» и объясните его смысл.
Используя дополнительные источники информации, выясните, могли ли люди из низших сословий стать дворянами до издания Табели о рангах.
Во сколько раз увеличилось количество мануфактур и работников в России с конца XVII в. до 1799 г.? За какой исторический период произошёл наибольший рост количества мануфактур и работников?
Выскажите предположение, что производили на предприятии, изображенном на рисунке.
Используя иллюстрацию, подготовьте короткий рассказ об одном дне строителей Ладожского канала.
Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, реформы в сфере экономики.
Вопросы и задания
1. С какой целью Пётр І стремился полностью подчинить Церковь светской власти? Какие меры он предпринял для решения этой задачи?
2. Подумайте, к каким последствиям для Русской православной церкви привело её полное подчинение государству.
3. Какие реформы в армии и на флоте провёл Пётр I? Каковы результаты этих реформ?
4. Что такое Табель о рангах? Для чего был принят этот документ? Каковы были последствия его появления?
5. Каковы были последствия налоговой реформы: 1) для казны; 2) для положения крестьян и горожан?
6. Какие перемены в положении дворян произошли при Петре І? Можно ли, на ваш взгляд, говорить, что тогда произошло «закрепощение дворянства»? Своё мнение аргументируйте.
7. Каких успехов добилась российская экономика при Петре І? Какие меры властей способствовали этим успехам?
8. Рассмотрите изображение в начале параграфа. Почему при Петре I первостепенное внимание уделялось созданию железоделательных заводов?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) учреждение Сино-да; 2) первая ревизия; 3) принятие указа о единонаследии; 4) введение подушной подати; 5) назначение местоблюстителя патриаршего престола; 6) введение Табели о рангах.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из указа Петра I и ответьте на вопрос.
1. Соизволяется всем, и каждому даётся воля, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить и чистить всякие металлы, сиречь: золото, серебро, медь, олово, свинец, желе-30, також и минералов, яко селитра, сера, купорос, квасцы и всяких красок потреб-ные земли и камения…
2. Кто новые металлы и минералы изобрящет, и охоту будет иметь ко устроению заводов, тем являться в Санктпетербурге в Берг-коллегии; в Москве же, в Сибири и в Казани определённым от Берг-коллегии берг-офицерам, которые долженствуют оным добрым советом вспомошествовать. И когда оные офицеры сысканую какую руду работы и иждивения достойну найдут, тогда должен оной охотник, или сыска-тель, в Берг-коллегиум письменно объявить, и при том пробу изобретённой руды прислать, и просить о позволении к строению завода… <…›
5. Получившему такую привилегию, или жалованную грамоту, на месте, где руда обретена будет, 250 сажен долготы, 250 сажен ширины отведено быть имеет, и на том отвелённом месте он и его товариши всякую руду и минералия, что обрящет под землёю, копать, и к тому потребное строение построить волен.
С какой целью был принят этот закон?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Выясните происхождение и раскройте смысл понятия «шляхетство». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России XVIII в.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. В чём состояли главные перемены в социальной сфере, произошедшие в Петровское время?