Параграф 10 учебник по истории России XVIII — начало XIX в. Мединский, Торкунов 8 класс

Учебник История России XVIII — начало XIX в. 8 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России XVIII — начало XIX в.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

Какие важнейшие изменения произошли в системе государственного управления в результате реформ Петра I?

В чём, по мнению Петра I, состояли цели его реформ?

Составьте в тетради таблицу «Органы центральной власти», указав в ней названия новых органов власти, появившихся в России при Петре I, а также годы их учреждения и функции.

В чём состояла цель принятия Генерального регламента?

Как назывались административные единицы, на которые делилась Россия до реформ Петра І? Выясните, продолжали ли они существовать после его реформ.

Что такое бюрократия?

Вопросы и задания

1. Из курса всеобщей истории вспомните, что такое абсолютная монархия. В каких странах Западной Европы такая система правления сложилась в XVII в.?

2. В чём состояли цели Петровских реформ в сфере государственного управления? Каковы были их особенности?

3. Какой высший орган власти появился в России при Петре I? Чем он отличался от Боярской думы?

4. Заполните в тетради таблицу «Петровские коллегии». Чем коллегии отличались от приказов?

5. Каковы были главные задачи фискалов и прокуроров?

6. Что нового в местном управлении появилось в ходе Петровских реформ? Составьте схему местного управления, созданного Петром.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события: 1) начало создания коллегий; 2) учреждение должности генерал-прокурора; 3) учреждение Сената; 4) издание Генерального регламента.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из указа Петра I об учреждении Сената. Выполните задание и ответьте на вопросы.

Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то ж и ябедником да последует.

2. Смотреть во всём государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные отста-вить. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артерии войны. 4. Дворян собрать молодых для запасу в офицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать…

5. Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям, осмотреть и освидетельствовать. 7. О соли старатца от-лать на откуп и потщитца прибыли у оной. 8. Торг китайской, сделав компанию до-брую, отдать. 9. Персицкой торг умножить и армян, как возможно, приласкать и об-легчить, в чём пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезду…

1. Используя дополнительные источники информации, запишите в тетради определения неизвестных вам слов (словосочетаний).

2. Какие пункты указа можно отнести к функциям Сената как высшего государственного органа, а какие связаны с конкретными задачами, стоявшими в момент отъезда царя? Своё мнение аргументируйте.

3. Как вы понимаете смысл знаменитого афоризма Петра І: «Деньги суть артерии войны»?

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Выясните происхождение и значение термина «сенат». Приведите один историче-ский факт, конкретизирующий данное понятие относительно Петровской эпохи. 

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Какие важнейшие изменения произошли в системе государственного управления в результате реформ Петра I?