Как возникло, расширялось и укреплялось государство Русь?
Какую роль в истории славян сыграло Великое переселение народов?
1. Какие стоянки древнего человека на территории современной России вам известны?
2. Расскажите, как древние греки осваивали Северное Причерноморье.
3. Из курса всеобщей истории вспомните, что вам известно о культурном наследии скифов.
4. Что вы знаете о древнем Дербенте? Почему этот город в прошлом называли Каспийскими воротами? Чем можно объяснить привлекательность Дербента для завоевателей?
Ккакой языковой семье принадлежат славяне?
1. Назовите участников Великого переселения народов.
2. Из курса истории Древнего мира вспомните, кого римляне называли варварами.
Какие три ветви славян сложились в ходе Великого переселения народов?
Какую роль в расселении славян сыграли авары?
Какие государства образовались после распада Великой Болгарии?
Какие современные народы произошли от финно-угров?
Вопросы и задания
1. Назовите причины массового переселения народов в 1-м тыс. н. э.
2. Как вы думаете, почему кочевники преодолевали огромные территории гораздо быстрее, чем оседлые народы?
3. С каким историческим событием историки связывают завершение эпохи Античности? Когда произошло это событие? Какие процессы в мире ему предшествовали
4. Какое государство и почему стало наследницей античной культуры?
5. Перечислите три государства эпохи Великого переселения народов, в названии которых содержится слово «каганат». Подумайте, что общего было у этих государств.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) вторжение гуннов из Азии в Европу; 2) падение Западной Римской империи; 3) разделение славян н а три ветви.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из труда византийского историка Прокопия Кесарийского «Война с готами» (VI в.), выполните задание и ответьте на вопрос.
Этимена, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издавна живут в народоправстве (то есть демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всём остальном у обоих этих варварских племён вся жизнь и законы одинаковы.
Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охвачены ли болезнью или на войне попавши в опасное положение, то, что дают обещания, если спасутся, тотчас же несут богу жертву за свою душу, и, избежав смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всяких других демонов, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.
Живут они в жалких жилищах, на большом расстоянии друг от друга, и все они по большей части меняют места жительства.
Вступая в битву, большинство из них идут на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, и в таком виде идут на сражение с врагами.
Кого античные авторы VI в. называли склавинами, венедами, а также антами?
Какие сведения об обществе склавинов и антов можно узнать из сочинения историка?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Какое понятие в ряду является лишним? Объясните почему.
венеды; 2) славяне; 3) торки; 4) склавины; 5) анты.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Как возникло, расширялось и укреплялось государство Русь?