Параграф 1 учебник по истории России 1825—1914 гг. Мединский, Торкунов 9 класс

Учебник История России 1825—1914 гг. 9 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России 1825—1914 гг.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

Почему Николай I в первую очередь осуществлял реформы в области государственного аппарата, печати и образования?

Почему в государственном управлении при Николае І усилилась роль военных?

Каковы были функции каждого из отделений?

Выясните, каким орденом император наградил Сперанского.

Что такое Собственная Его Императорского Величества канцелярия?

Какие изменения произошли в сфере печати и просвещения в период правления Николая І?

Можно ли считать идеи С. Уварова совершенно новыми для России? Назовите известных вам его предшественников, высказывавших похожие идеи.

Вопросы и задания

1. Каковы были главные цели внутренней политики Николая I?

2. Сравните основные направления внутренней политики Александра І и Николая І.

3. Ряд историков считают, что внутренняя политика Николая I являлась во многом продолжением внутренней политики его отца Павла І. Приведите по два-три факта, подтверждающих или отвергающих подобное мнение.

4. Какие задачи выполняла при Николае І Собственная Его Императорского Величества канцелярия? Чем занималось III Отделение?

5. Почему до Николая I российские самодержцы обходились обычными органами управления, а ему пришлось использовать специальный орган?

6. В чём сущность идей Уварова? Почему они помогли властям усилить контроль над обществом?

7. Историки называют совокупность идей Уварова теорией «официальной народности».

Объясните этот термин. Выясните, кто является его автором. Кого из писателей, деятелей культуры, учёных относят к приверженцам теории «официальной народности»?

8. Объясните слова фрейлины А. Тютчевой (дочери поэта), хорошо знавшей императора: «Николай І был Дон Кихотом самодержавия, Дон Кихотом грозным и своенравным”

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события: 1) первое издание

Полного собрания законов Российской империи; 2) Польское восстание; 3) учреждение III Отделения; 4) назначение Уварова министром просвещения.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из доклада С. Уварова Николаю I, ответьте на вопросы и выполните задания.

Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть.

Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова.

Самодержавие составляет главное условие политического существования России.

Русский колосс упирается на нём, как на краеугольном камне своего величия.

Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных В. В. [Вашего

Величества]: они чувствуют её в полной мере, хотя и поставлены на разных степенях гражланской жизни и различествуют в просвещении и в отношении к правительству.

Спасительное убеждение, если Россия живёт и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещённого, должно проникать в народное воспитание и с ним развиваться. Наряду с этими двумя национальными началами находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность.

Вопрос о народности не имеет того единства, как предыдущие… Относительно к народности всё затруднение заключалось в согласии древних и новых понятий; но народность не заставляет идти назад или останавливаться; она не требует неподвиж-ности в идеях…

1. Используя текст документа, изложите сущность теории Уварова.

2. Можно ли из текста догадаться, какой смысл вкладывал Уваров в понятие «народность»? А как вы его понимаете?

3. Объясните слова докладчика о том, что народность «не требует неподвижности в идеях».

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «кодификация». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему Николай I в первую очередь осуществлял реформы в области государственного аппарата, печати и образования?