Почему успехи России, достигнутые в первой половине правления Ивана IV, в дальнейшем сменились поражениями?
Почему несмотря на кризис власти в годы малолетства Ивана IV (1553-1547) страна продолжила динамично развиваться?
Вспомните, кто из предков Василия III принял перед смертью монашество?
Охарактеризуйте суть денежной реформы Елены Глинской.
Можно ли согласиться с мнением, что политика Елены Глинской отвечала национальным интересам России? Подтвердите свою позицию историческими фактами.
Почему Елена Глинская боролась с братьями Василия III?
Выясните с помощью словаря значение слова «навет».
Как период боярского правления повлиял на положение дел в стране?
О каких событиях сообщает автор отрывка? Кого он называет знатными вельможами? Почему власть оказалась в их руках? Какое развитие событий предрекал голландский торговец?
Какое отношение к боярам и почему сформировалось у Ивана VI в детстве?
Вопросы и задания
1. Почему после смерти Василия III обострилась придворная борьба? Кто стал реально управлять государством?
2. Чем опасны были для маленького великого князя и его матери братья умершего Василия ІІІ? Что с ними случилось?
3. Какие мероприятия, направленные на усиление централизации, были проведены в правление Елены Глинской? Составьте перечень реформ.
4. Как вы оцениваете правление Елены Глинской? Какие стороны её деятельности кажутся вам положительными, какие — отрицательными?
5. Назовите имя английской королевы, правление которой в XVI в., как и регентство Елены Глинской, ознаменовалось успехами в развитии экономики, укреплением государства, расцветом культуры. Какие черты характера помогали им править?
6. Сравните регентство Елены Глинской и боярское правление. Выделите общие черты, отметьте различия.
7. Почему современники считали период боярского правления тяжёлым временем для страны?
8. Расскажите о детстве великого князя Ивана IV. В каких условиях воспитывался его характер?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) регентство Елены Глинской; 2) первое кругосветное путешествие экспедиции Ф. Магеллана; 3) период боярского правления; 4) выступление Мартина Лютера против индульгенций.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из «Письма царя Ивана Грозного Андрею Курбскому» и ответьте на вопросы.
Когла мы с братом остались без родителей, нам не на кого было надеяться. Мне тогла кончался восьмой год; подвластные нам люди обрадовались случаю, что наше царство без владетеля, и мы, их государи, не сподобились от них никакой доброй заботы: сами они искали только богатства и славы игрызлись сдруг другом.
Чего они только не сделали; сколько избили бояр и преданных отцу нашему людей ивоевод! А дворы, сёла, имения наших дядей захватили себе, и в них водворилисьсами, иказну нашей матери перенесли вбольшую казну, неистово пихая ногами и тыкая кольями, а иное себе забрали.
Так князья Василий и Иван Шуйские самовольно приняли надо мною опеку и воцарились, а всех тех, которые отцу нашему и матери были главными изменника- ми, выпустили из темницы и приблизили к себе. Так все они сделали по своему хотению и сами начали царствовать…
С нами обходились не только не по-родительски, но так, как и с рабами не поступают. И кто вынесет полобную гордыню? Как пересчитать всё, что вытерпел в юности? Часто поздно ел я не по своей воле. А что сказать о казне родительской? Всё расхитили лукавым умышлением, будто на жалованье детям боярским, а жаловали их не на дело, не по достоинству; взяли себе бесчисленную казну деда и отца нашего.
1. О каком времени вспоминает Иван Грозный? В чём он обвиняет своих недоброжелателей?
2. Перечислите, каких исторических персонажей прямо или косвенно упоминает царь в этом письме. Тех, кто не назван по имени, назовите и расскажите, что вы о них знаете.
Работаем с ПОНЯТИЕМ
Объясните происхождение и смысл понятия «целовальник».
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте? его двумя-тремя аргументами. Почему несмотря на кризис власти в годы малолетства Ивана IV (1553-1547) страна продолжила динамично развиваться?