Задание 1. Освоение человеком степной зоны
Определите значение терминов.
Эрозия – размыв или смыв текущей водой горных пород и почв, в результате чего возникают линейно вытянутые полые формы рельефа: долины, овраги, балки и др.
Структура почвы – форма, размеры, относительное положение и ориентация структурных отдельностей, на которые распадается почвенная масса; структурные почвы имеют комковатое или зернистое строение.
Севооборот – последовательная смена сельскохозяйственных культур на определенных земельных участках.
Мелиоративные работы – мероприятия по улучшению свойств сельскохозяйственных земель.
Орошение – искусственное увлажнение почвы с целью повышения влагообеспеченности растений.
Задание 2. Освоение человеком степной зоны Заполните схему, используя текст учебника.
Задание 3. Освоение человеком степной зоны Предложите свой проект “омоложения” степных рек Кубани.
Все степные реки Кубани находятся как бы на стадии старости и угасания. Можно ли омолодить эти реки? Да. Но для этого надо осуществить целый комплекс мероприятий: очистить реки от ила и открыть родники; пустить в степные реки воду из реки Кубани; запретить распашку земель по берегам рек; восстановить лесопосадки.
Задание 4. Освоение человеком степной зоны
Составьте перечень полезных ископаемых, которыми богата Азово-Кубанская равнина. Укажите их месторождения на контурной карте.
На севере степной зоны обнаружены запасы природного газа. В карьерах добывают песок, глину, гравий, мергель. В районе Ейска разведаны запасы минеральных вод и целебных грязей.
Задание 5. Освоение человеком степной зоны
Л.Я. Апостолов (1865 – 1932), автор книги “Географический очерк Кубанской области”, вышедший в свет в конце XIX в., писал:
“Очень многие жители ещё помнят, как всюду расстилалась целинная почва, покрытая сплошным бархатистым ковром злаков с массой самых разнообразных цветов… Плуг земледельца дал нашей степи новую и своеобразную красоту. Всюду, куда хватит глаз, летом видны золотисто- жёлтые колосья пшеницы; можно проехать десятки, сотни вёрст. И картина не изменится. Понятно, что для дикорастущих трав остаётся место только на выгонах, толоках, усадьбах и около дорог”.
Докажите, что природные компоненты степной зоны претерпели изменения под влиянием хозяйственной деятельности человека. Приведите примеры.
В XVIII столетии, например, Азово-Кубанская равнина представляла собой девственную степь, поросшую высоким ковылем, типчаком и разнотравьем. Весной эта степь являла волшебное зрелище: миллионы цветов пестрели яркими красками в высоких травах. В этом море трав привольно чувствовали себя многочисленные степные животные. С заливистым ржанием носились табуны тарпанов. Водились тогда еще фазаны и стрепеты. Постепенно, однако, Кубань заселялась, степи распахивались и осваивались под всевозможные сельскохозяйственные культуры, и, наконец, возник современный культурный ландшафт.
Задание 6. Освоение человеком степной зоны Прочитайте отрывок из книги Л.Я. Апостолова
“Географический очерк Кубанской области”:
“Лет 30 – 40 тому назад фауна степи была гораздо более многочисленна, чем теперь, а излучины р. Кубань и Лаба просто кишел дичью. Дикие свиньи, дикие козы (косули), лисицы, барсуки, куницы и даже олени водились в изобилии, не говоря уже о волках и зайцах… Из птиц в степи водятся дикие утки, лыски, дрофы, стрепета, куропатки, перепела, вальднепы, бекасы… и почти исчезнувшие лебеди, которых в прежнее время было так много, что целый лиман в Черномории был назван Лебяжьим”.
Как вы думаете, почему животный мир степной зоны за последние 150 – 200 лет претерпел значительные изменения?
Животный мир степной зоны за последние годы претерпел изменения из-за деятельности человека. Степи распахивались и осваивались под сельскохозяйственные угодья, так как климатические условия благоприятны для выращивания подсолнечника, свёклы, зерновых культур, картофеля. Часть земель были отведены под выпас домашних животных. Заболоченные пространства стали использовать для выращивания риса. Животные, лишаясь нормальной среды обитания, погибали.
Задание 7. Освоение человеком степной зоны
Вспомните из курса географии, в чём причины образования оврагов, и объясните, почему на Азово- Кубанской равнине овражно-балочная сеть развита незначительно, тогда как на территории Ростовской области, расположенной севернее Краснодарского края, она распространена довольно широко.
На Азово-Кубанской равнине засушливый климат, в отличие от Ростовской области. А поскольку образование оврагов является результатом водной эрозии, то есть процесса размыва почв потоками воды от таяния снега и дождей, поэтому на Азово-Кубанской равнине овражно-балочная сеть развита незначительно.
Задание 8. Освоение человеком степной зоны Разгадайте кроссворд.