Задание 1. Обычаи и традиции адыгов. Гостеприимство, куначество, взаимопомощь. Аталычество.
Проанализируйте фрагмент стихотворения К. Жанэ “У адыгов обычай такой” и сделайте вывод об отношении к старшим в адыгском обществе.
Если где-то в кругу молодых Держит речь седовласый адыг,
Ты не вздумай его перебить, Придержи свою гордость и прыть, Уважай его возраст седой.
У адыгов обычай такой!
Почитание старших, подчинение их авторитету соблюдались неукоснительно и стали неотъемлемым элементом нравственного кодекса народа.
Задание 2. Обычаи и традиции адыгов. Гостеприимство, куначество, взаимопомощь. Аталычество.
Определите значение терминов.
Кунак – друг, побратим. Слово восходит к обычаю куначества, когда мужчины, принадлежащие на Северном Кавказе к разным родам, племенам или народностям вступали в дружеские отношения и оказывали друг другу помощь.
Аталычество – обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи.
Наездничество – верховая езда.
Джигит – наездник, отличающийся отвагою, выносливостью, стойкостью.
Задание 3. Обычаи и традиции адыгов. Гостеприимство, куначество, взаимопомощь. Аталычество.
Отметьте знаком + верные утверждения.
+ Аталычество способствовало подготовке молодёжи к военной жизни.
+ Обычай гостеприимства требовал от хозяина обеспечения гостя кровом, едой и защитой.
+ Обычай куначества обеспечивал защиту путешественникам.
Задание 4. Обычаи и традиции адыгов. Гостеприимство, куначество, взаимопомощь. Аталычество.
Определите, о каких обычаях идёт речь в приведённых ниже отрывках.
1) Если гость постучит у двери, Своё сердце ему отвори,
И на время полдома отдай,
и четлибжем его угощай, Напои ключевою водой.
У адыгов обычай такой!
2) Ребёнка до совершеннолетия отдавали в другую семью на воспитание. Это связывало две семьи узами крепкой дружбы. Девушек в приёмной семье обучали рукоделию, домоводству, всем премудростям ведения домашнего хозяйства. Мальчиков – военному искусству. Воспитатели обучали мальчиков верховой езде, обращению с оружием. Адыгские князья отдавали своих детей на воспитание кому- то из своих подвластных орков или крестьян. Считалось честью воспитывать сына или дочь князя.
3) Старинный кавказский обычай, согласно которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам, племенам или народностям, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что эти отношения по своему смыслу близки к кровнородственным, что делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и обеспечивать защиту.
4) Система, характерная практически для всех народов Кавказа. Она заключалась в организации военных походов против соседних племён с целью захвата добычи, в основном скота и рабов. Подобный образ жизни был характерен не только для аристократических племён адыгов (кабардинцев, темиргоевцев, бесленеевцев), но и для демократических племён (шапсугов, абадзехов, натухайцев).
Ответы: 1) гостеприимство 2) аталычество 3) куначество 4) система набегов
Задание 5. Обычаи и традиции адыгов. Гостеприимство, куначество, взаимопомощь. Аталычество.
Перечислите основные обязанности аталыка.
Обязанности аталыка заключались в том, чтобы научить воспитанника ловкости, верховой езде, искусно владеть оружием, учтивости в обхождении со старшими, а с младшими соблюдению приличия своего звания. Девочек жена аталыка приучала к рукоделию, к приличному обхождению – словом, ко всему, что необходимо для будущей жизни в супружестве.