Краткое содержание введение учебник по всеобщей истории средних веков Мединский, Чубарьян 6 класс

Введение

1. Средневековье как этап всемирной истории
Средние века — это вторая крупная эпоха в истории человечества, которая началась после Древнего мира и охватывала время с V по XV столетие.
Цивилизацией называют объединение народов, связанных общей верой, культурой, экономикой и системой власти.
Учёные XV века считали Средневековье «тёмным промежутком» между Античностью и Новым временем. Однако современные историки подчёркивают, что именно тогда создавались величественные храмы и крепости, развивались земледелие, ремесло, торговля и культура, формировались основы государственного управления.

2. Периодизация Средневековья
Хронологические границы Средних веков — от падения Западной Римской империи (V век) до падения Византии и географических открытий конца XV века.
В эту эпоху сложились новые цивилизации: западноевропейская, византийская (восточно-христианская), мусульманская. Продолжали существовать цивилизации Индии и Китая, а на американском континенте развивались особые культуры.

Выделяют три этапа:

  • Раннее Средневековье (V — середина XI века): формирование новых обществ, распространение христианства и ислама.
  • Зрелое Средневековье (середина XI — начало XIV века): рост хозяйства, расцвет культуры, активные контакты между разными регионами.
  • Позднее Средневековье (середина XIV — конец XV века): кризис старых порядков, появление новых идей и переход к Новому времени (Ренессанс, Реформация, Великие географические открытия).

Цивилизации не только воевали друг с другом, но и обменивались знаниями, технологиями и культурными достижениями.

3. Источники знаний о Средневековье
История этой эпохи изучается по разным видам источников:

  • Письменные: летописи, жития святых, воспоминания, договоры, художественные произведения.
  • Изобразительные: миниатюры, картины, настенная живопись, отражающие жизнь, труд и одежду людей.
  • Материальные: памятники архитектуры, оружие, посуда, монеты.
    Если здания не сохранились, важные сведения дают археологические находки, помогающие понять быт и занятия людей прошлого.

4. Работа с учебником
Перед чтением параграфа полезно обратить внимание на заголовок, иллюстрацию, ключевые понятия, имена и даты.
В тексте: курсивом выделены термины, имена — полужирным курсивом, даты — жирным шрифтом.
После прочтения нужно ответить на вопросы, выполнить задания и изучить дополнительные материалы.
В конце каждой главы подводятся итоги и задаётся главный вопрос для обсуждения.
В приложениях учебника находятся словарь терминов, список основных дат, карты, полезные ссылки и раздел для подготовки к экзаменам.