§ 9. Учимся с «Полярной звездой» (1): наблюдения и опыты
§ 9.1. Методы изучения природы
Человек изучает природу с помощью наблюдений, опытов и измерений.
- Наблюдения дают знания о явлениях.
- Опыты помогают понять их причины.
- Измерения дают точные данные.
Эти методы применялись ещё в древности.
§ 9.2. Гномон — инструмент для изучения движения Солнца
Гномон — вертикальный стержень, тень от которого изменяется в течение дня.
С его помощью определяют:
- высоту Солнца;
- направление север—юг (по полуденной тени).
Ученикам предлагается изготовить гномон и провести наблюдения за длиной тени, оформить результаты в таблицу.
Упоминается, что Эратосфен использовал наблюдения за тенью обелисков, чтобы вычислить размер Земли и ввести параллели и меридианы.
§ 9.3. Опыт с вращением шара (модель вращения Земли)
Шар, подвешенный на нитке и вращаемый пальцами, показывает, как Земля вращается вокруг своей оси.
Метка на шаре исчезает и появляется снова — аналог смены дня и ночи.
Подобное вращение можно почувствовать, медленно повернувшись вокруг себя.
§ 9.4. Опыт с глобусом и «Солнцем» (лампой)
Опыт объясняет:
- наклон земной оси;
- освещённость полушарий;
- движение Земли по орбите;
- причину смены времён года.
Главные выводы:
- Ось Земли наклонена и сохраняет своё направление при движении по орбите.
- Когда Северный полюс наклонён к «Солнцу», он освещён (лето в Северном полушарии).
- Когда от «Солнца», он в тени (зима).
- Южное полушарие испытывает противоположные сезоны.

