§ 8. Общественная жизнь России в 1830–1850-х гг.
Основные идеи и течения
- Чаадаев в «Философическом письме» (1836) заявил, что Россия отстала от Европы, но может найти свой особый путь. Его мысль стала началом больших споров о будущем страны.
- Славянофилы (Хомяков, Киреевские, Самарин, Аксаковы):
- Считали, что Запад зашёл в тупик.
- Видели будущее России в православии, крестьянской общине и единстве народа и царя.
- Хотели отмены крепостного права, суда по закону, свободы слова.
- Западники (Грановский, Кавелин, Белинский, Тургенев, Герцен):
- Полагали, что Россия идёт тем же путём, что и Европа.
- Считали, что нужны реформы, продолжение преобразований Петра I.
- Верили, что монархия может провести изменения мирным путём.
- «Русский социализм» Герцена:
- Предлагал строить справедливое общество, опираясь на крестьянскую общину.
- Считал, что Россия может миновать стадию капитализма.
- Петрашевцы (Буташевич-Петрашевский, Спешнев, молодой Достоевский):
- Собирались обсуждать социализм и демократию.
- Говорили о правах и свободах, даже о восстании.
- В 1849 г. были арестованы, часть приговорили к инсценированной казни, затем сослали.
Итоги
- В 1830–1850-е гг. возникли три главных направления общественной мысли:
- Консерваторы – за сохранение самодержавия и порядка.
- Либералы (славянофилы и западники) – за реформы без революций.
- Радикалы (Герцен, петрашевцы) – за социализм и революционные изменения.

