Краткое содержание параграф 6 учебник по всеобщей истории средних веков Мединский, Чубарьян 6 класс

§ 6. Арабский халифат, его расцвет и распад

1. Сунниты и шииты
После смерти Мухаммеда началась борьба за власть в Арабском халифате.

  • Шииты считали, что править могут только прямые родственники Али — племянника и зятя пророка.
  • Сунниты полагали, что халифом может быть любой достойный мусульманин, избранный общиной.
    Раскол между суннитами и шиитами сохраняется до наших дней: суннитов больше всего, а шииты преобладают в Иране, Ираке, Азербайджане и Бахрейне.
    Главное: спор о власти разделил исламский мир на два направления.

2. Халифат при Омейядах и Аббасидах

  • Омейяды (661–750) перенесли столицу в Дамаск. При них халифат расширился — были покорены Северная Африка, Испания, Средняя Азия.
  • Аббасиды (750–1258) сделали столицей Багдад. Новые войны почти не велись, но власть халифов усилилась, а государство стало богатым. Постепенно местные правители (эмиры) обрели самостоятельность.
    В итоге халифат распался на части, но ислам продолжал объединять мусульман разных народов.
    Главное: при Омейядах халифат расширялся, при Аббасидах стал центром богатства и культуры, но со временем разделился.

3. Письменность, образование и наука
Общим для мусульман стало чтение Корана на арабском языке.
Возникли школы — медресе, где изучали и религию, и науки.
В Багдаде работал «Дом мудрости», где переводили и сохраняли труды античных учёных.
Вклад мусульманских учёных:

  • математика (алгебра аль-Хорезми),
  • медицина (Ибн Сина — Авиценна),
  • астрономия и лунный календарь.
    Главное: арабская культура стала хранительницей античного знания и дала миру новые открытия.

4. Литература
Мусульманская литература развивалась на арабском и персидском языках.

  • В Персии прославился Фирдоуси («Шах-наме») и Омр Хайям (учёный и поэт).
  • Наибольшую известность получили сказки «Тысячи и одной ночи», где переплетаются фантастика и реальная жизнь.
    Главное: литература мусульманского Востока отличалась богатством жанров и глубокими образами.

5. Архитектура
Города халифата славились мечетями, дворцами, банями, рынками и караван-сараями.
Мечеть включала зал для молитвы, двор с фонтаном, михраб (нишу, указывающую на Мекку) и минарет для призыва к молитве.
Архитектура объединяла арабские, византийские и персидские элементы.
Один из лучших памятников — Соборная мечеть в Кордове (Испания).
Главное: исламская архитектура сочетала разные традиции и создала уникальный стиль.

6. Искусство и ремёсла
В мечетях избегали изображения людей, особенно пророка. Главным украшением стали каллиграфические надписи из Корана.
Высокого уровня достигло прикладное искусство: ковры, изысканная посуда, оружие, мебель, ткани.
Эти изделия отражали богатую культуру халифата и ценятся до сих пор.
Главное: исламское искусство развивалось без изображений людей, но отличалось красотой орнаментов и мастерством ремесла.

Итог

  • Халифат распространил ислам далеко за пределы Аравии.
  • Ислам стал мировой религией.
  • Наука, искусство и литература мусульманского мира оказали огромное влияние на мировую культуру.