Краткое содержание параграф 55 учебник по географии Алексеев, Николина, Липкина 8 класс

§ 55. Учимся с «Полярной звездой» (14)

Параграф посвящён изучению родного края и формированию навыков самостоятельного географического исследования.

Главная идея — каждый ученик должен знать природу, историю, хозяйство и проблемы своей местности, уметь анализировать и оценивать её ресурсы и условия жизни.

Что предлагает делать параграф

Он предлагает набор практических заданий, с помощью которых можно изучить свой регион:

1. История и границы края

  • Узнать, когда появились первые упоминания о регионе.
  • Изучить, как менялись его границы.
  • Воссоздать эти изменения на карте.

2. Влияние рельефа на размещение поселений

  • Изучить, почему города и сёла построены именно на этих местах.
  • Использовать фото- и видеофиксацию.

3. Природные ресурсы

  • Выявить ресурсы своей территории: полезные ископаемые, почвы, леса, вода и др.

4. Водные объекты

  • Оценить возможности рекреационного использования рек и озёр.
  • Предложить пути улучшения их использования.

5. Исследование чистоты воды

  • Провести работу по изучению и охране родников, колодцев, рек.
  • Соотносится с программой ООН «Вода для жизни».

6. Демографическая ситуация региона

  • Изучить численность населения, миграцию, динамику.
  • Сравнить со средними российскими данными.
  • Попробовать сделать прогноз на 10–25 лет.

7. Опрос жителей

Провести анкетирование с вопросами:

  • нравится ли место проживания;
  • хотят ли переехать и куда;
  • что ценят в своём крае;
  • что хотелось бы улучшить.

8. Туристическая привлекательность

  • Узнать, чем интересны города региона для туристов.
  • Подготовить рекламные материалы.

9. Оценка экологической ситуации

Выбрать один пункт и исследовать:
а) состояние воздуха;
б) воды;
в) животного и растительного мира.
Сформулировать предложения по улучшению.

10. Трудоустройство

  • Изучить спрос на профессии в регионе.
  • Составить список наиболее востребованных.

11. Памятники природы, истории и культуры

  • Собрать сведения о памятниках.
  • Оценить их состояние и проблемы сохранения.
  • Нанести на контурную карту.

12. Сельское хозяйство

  • Изучить его специфику и сравнить с соседними регионами.

13. Транспортная инфраструктура

  • Проанализировать транспортные связи с другими районами.
  • Выяснить интервалы движения, время в пути.
  • Подготовить рекомендации по улучшению работы транспорта.

14. Перспективы развития региона

  • Определить, какие отрасли будут развиваться.
  • Какие профессии станут востребованными через 2–15 лет.

15. Связи региона с другими территориями

  • Изучить экономические, культурные и транспортные связи с Россией и другими странами.

16. Сочинение о родном крае

  • Написать работу о личном отношении к малой родине.