§ 55. Учимся с «Полярной звездой» (14)
Параграф посвящён изучению родного края и формированию навыков самостоятельного географического исследования.
Главная идея — каждый ученик должен знать природу, историю, хозяйство и проблемы своей местности, уметь анализировать и оценивать её ресурсы и условия жизни.
Что предлагает делать параграф
Он предлагает набор практических заданий, с помощью которых можно изучить свой регион:
1. История и границы края
- Узнать, когда появились первые упоминания о регионе.
- Изучить, как менялись его границы.
- Воссоздать эти изменения на карте.
2. Влияние рельефа на размещение поселений
- Изучить, почему города и сёла построены именно на этих местах.
- Использовать фото- и видеофиксацию.
3. Природные ресурсы
- Выявить ресурсы своей территории: полезные ископаемые, почвы, леса, вода и др.
4. Водные объекты
- Оценить возможности рекреационного использования рек и озёр.
- Предложить пути улучшения их использования.
5. Исследование чистоты воды
- Провести работу по изучению и охране родников, колодцев, рек.
- Соотносится с программой ООН «Вода для жизни».
6. Демографическая ситуация региона
- Изучить численность населения, миграцию, динамику.
- Сравнить со средними российскими данными.
- Попробовать сделать прогноз на 10–25 лет.
7. Опрос жителей
Провести анкетирование с вопросами:
- нравится ли место проживания;
- хотят ли переехать и куда;
- что ценят в своём крае;
- что хотелось бы улучшить.
8. Туристическая привлекательность
- Узнать, чем интересны города региона для туристов.
- Подготовить рекламные материалы.
9. Оценка экологической ситуации
Выбрать один пункт и исследовать:
а) состояние воздуха;
б) воды;
в) животного и растительного мира.
Сформулировать предложения по улучшению.
10. Трудоустройство
- Изучить спрос на профессии в регионе.
- Составить список наиболее востребованных.
11. Памятники природы, истории и культуры
- Собрать сведения о памятниках.
- Оценить их состояние и проблемы сохранения.
- Нанести на контурную карту.
12. Сельское хозяйство
- Изучить его специфику и сравнить с соседними регионами.
13. Транспортная инфраструктура
- Проанализировать транспортные связи с другими районами.
- Выяснить интервалы движения, время в пути.
- Подготовить рекомендации по улучшению работы транспорта.
14. Перспективы развития региона
- Определить, какие отрасли будут развиваться.
- Какие профессии станут востребованными через 2–15 лет.
15. Связи региона с другими территориями
- Изучить экономические, культурные и транспортные связи с Россией и другими странами.
16. Сочинение о родном крае
- Написать работу о личном отношении к малой родине.

