Краткое содержание параграф 54 учебник по истории древнего мира Мединский, Чубарьян 5 класс

§ 54. Быт и досуг римлян

1. Жилище

Большинство бедняков жило в многоквартирных домах — инсулах. Эти здания были тесными и небезопасными: в них отсутствовали канализация и водопровод, поэтому жители часто страдали от антисанитарии и болезней.

Зажиточные римляне селились в просторных домусах, украшенных мозаиками и фресками. Со временем такие дома стали использовать и как источник дохода — на первых этажах устраивали лавки и сдавали помещения. Кроме того, богатые владели загородными виллами с садами, фонтанами, прудами и даже зоопарками с редкими животными.
Главное: бедные жили в инсулах, богатые — в домусах и виллах.

2. Досуг

Свободное время римляне проводили в кругу друзей: читали книги, посещали библиотеки, обсуждали философские и литературные произведения. Большое место занимали праздники и игры, которые открывались торжественными шествиями — помпами.

Самыми любимыми зрелищами были гонки колесниц и скачки на ипподромах. Театр в Риме существовал, но не имел такой популярности, как в Греции.
Главное: главные развлечения римлян — праздники, гонки колесниц и дружеское общение.

3. Одежда и питание

Одежда в Риме была показателем социального положения.

  • Главной одеждой граждан служила тога, которую могли носить только взрослые мужчины.
  • Сенаторы надевали тогу с пурпурной каймой.
  • Кандидаты на должности носили ослепительно белую тогу (отсюда слово кандидат).
  • Женщины обычно одевались в столу и покрывались накидкой — паллой.

Рацион римлян со временем расширился. Первоначально основу составляли хлеб и каша, позже добавились мясо, рыба, овощи, фрукты, морепродукты. Характерное выражение римлян «от яиц до яблок» обозначало полный порядок блюд — от закуски до десерта.
Главное: тога была символом гражданства, а питание стало разнообразным.

4. Школы и образование

Учёба проходила в несколько ступеней:

  • Начальная школа (с 7 лет, около 4–5 лет обучения) — дети учились читать, писать и считать.
  • Средняя школа (с 12 лет) — доступна в основном богатым семьям. Здесь изучали литературу, право, философию, математику, греческий язык.
  • Высшая школа (с 16 лет) — обучение стоило очень дорого и было доступно лишь немногим. Здесь особое внимание уделяли искусству красноречия и музыке.

Хорошее образование открывало путь к высоким должностям и успеху в политике.
Главное: образование было ступенчатым и ценилось как средство достижения общественного положения.