Краткое содержание параграф 50 учебник по биологии Пасечник 9 класс

§50. Врождённое и приобретённое поведение 

1. Врождённые программы поведения
Животные и человек рождаются с готовыми формами поведения, переданными генетически. Они помогают выживанию и удовлетворению базовых потребностей.

2. Безусловные рефлексы
Это врождённые автоматические реакции на стимул (например, сосательный рефлекс, задержка дыхания у младенца, отдёргивание руки от горячего). Возникают без обучения.

3. Инстинкты
Последовательность безусловных рефлексов, обеспечивающая важные потребности: питание, размножение, забота о потомстве. Особенно выражены у животных; у человека роль инстинктов слабее из-за развитого интеллекта.

4. Приобретённое поведение
Основано на опыте. Основные формы:

  • Импринтинг (запечатление) — быстрое запоминание ключевых объектов в раннем возрасте.
  • Привыкание — ослабление реакции на повторяющийся стимул.
  • Условные рефлексы — реакции на ранее нейтральный сигнал, возникающие после многократного сочетания с важным стимулом (по Павлову).

5. Рассудочная деятельность и интеллект
Многие животные способны использовать опыт в новых ситуациях. У человека интеллект особенно гибкий: он может выбирать оптимальный способ действия, а не полагаться на врождённые программы.

6. Теория функциональных систем (Анохин)
Сложное поведение состоит из последовательных действий, каждое запускается после достижения результата предыдущего.

7. Динамический стереотип
Сложная устойчивая система условных рефлексов (привычки, навыки). Формируется повторениями; облегчает реакции в типичных ситуациях. Может нарушаться при резких переменах условий.

8. Роль гормонов
Гормоны влияют на поведение (стрессоустойчивость, забота о детёнышах и др.), но социальные факторы также важны.