Краткое содержание параграф 46-47 учебник по истории России 16-17 вв. Мединский, Чубарьян 7 класс

§ 46–47. Культура России в XVII веке

Главная особенность
Культура XVII века отличалась процессом «обмирщения» — всё больше внимания уделялось светским темам, земным сюжетам, повседневной жизни и развлечениям.

Литература
В это время появились новые жанры:

  • посадская сатира («Калязинская челобитная») высмеивала судей, воевод и монахов;
  • «Житие протопопа Аввакума» — новаторское произведение, где личные переживания и разговорный стиль создали новый литературный жанр;
  • Симеон Полоцкий, придворный поэт, развивал барочную традицию («Вертоград многоцветный»);
  • Епифаний Славинецкий занимался переводами трудов европейских авторов.

Книги постепенно становились частью светской культуры: распространялись рыцарские романы и повести.

Архитектура
Расцветало каменное строительство. В архитектуре XVII века проявлялись декоративность, узорчатость, асимметрия и использование изразцов.
Крупные памятники:

  • Новоиерусалимский монастырь (проект патриарха Никона),
  • храм Николы в Хамовниках,
  • Ростовский и Астраханский кремли,
  • деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском.

В конце века формируется новый стиль — московское (нарышкинское) барокко: симметрия, сочетание белого камня с красным кирпичом, колонны и лепнина. Пример — церковь Покрова в Филях.

Живопись
В иконописи усиливалось стремление к реалистичности: внимание к деталям, светотени и объёмности.
Возник жанр парсуны — первых светских портретов, где традиция иконописи сочеталась с новыми художественными приёмами.
Главный мастер эпохи — Симон Ушаков («Тайная вечеря», 1685; «Спас Нерукотворный», 1678). Он пытался придать образам человечность и внедрял элементы перспективы.
Известен также Иван Салтанов, возглавлявший живописную мастерскую Оружейной палаты. В Ярославле развивалась особая школа иконописи, отличавшаяся многосюжетностью и эмоциональностью.

Образование и просвещение
Распространялись учебники: «Азбука» Бурцова-Протопопова, букварь Кариона Истомина, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. Важным историческим трудом стал «Синопсис» Иннокентия Гизеля.
Создавались новые школы:

  • Лекарская школа (1654, при Аптекарском приказе) для подготовки врачей,
  • школа при Посольском приказе для обучения дипломатии и языкам,
  • Заиконоспасская школа.
    В 1687 году открылась Славяно-греко-латинская академия, основанная братьями Лихудами.
    Значительную роль играла Немецкая слобода в Москве — своеобразное «окно в Европу», где русские знакомились с иностранным бытом и культурой.

Итоги
Культура XVII века стала переходной:

  • литература — от сатиры к автобиографическим жанрам («Житие Аввакума»),
  • архитектура — от «дивного узорочья» к нарышкинскому барокко,
  • живопись — первые портреты, новаторство Симона Ушакова,
  • образование — массовые учебники, новые школы, академия.

Эта культура сочетала традиции старины и новые веяния, подготавливая основу для реформ Петра I.