§ 46–47. Культура России в XVII веке
Главная особенность
Культура XVII века отличалась процессом «обмирщения» — всё больше внимания уделялось светским темам, земным сюжетам, повседневной жизни и развлечениям.
Литература
В это время появились новые жанры:
- посадская сатира («Калязинская челобитная») высмеивала судей, воевод и монахов;
- «Житие протопопа Аввакума» — новаторское произведение, где личные переживания и разговорный стиль создали новый литературный жанр;
- Симеон Полоцкий, придворный поэт, развивал барочную традицию («Вертоград многоцветный»);
- Епифаний Славинецкий занимался переводами трудов европейских авторов.
Книги постепенно становились частью светской культуры: распространялись рыцарские романы и повести.
Архитектура
Расцветало каменное строительство. В архитектуре XVII века проявлялись декоративность, узорчатость, асимметрия и использование изразцов.
Крупные памятники:
- Новоиерусалимский монастырь (проект патриарха Никона),
- храм Николы в Хамовниках,
- Ростовский и Астраханский кремли,
- деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском.
В конце века формируется новый стиль — московское (нарышкинское) барокко: симметрия, сочетание белого камня с красным кирпичом, колонны и лепнина. Пример — церковь Покрова в Филях.
Живопись
В иконописи усиливалось стремление к реалистичности: внимание к деталям, светотени и объёмности.
Возник жанр парсуны — первых светских портретов, где традиция иконописи сочеталась с новыми художественными приёмами.
Главный мастер эпохи — Симон Ушаков («Тайная вечеря», 1685; «Спас Нерукотворный», 1678). Он пытался придать образам человечность и внедрял элементы перспективы.
Известен также Иван Салтанов, возглавлявший живописную мастерскую Оружейной палаты. В Ярославле развивалась особая школа иконописи, отличавшаяся многосюжетностью и эмоциональностью.
Образование и просвещение
Распространялись учебники: «Азбука» Бурцова-Протопопова, букварь Кариона Истомина, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. Важным историческим трудом стал «Синопсис» Иннокентия Гизеля.
Создавались новые школы:
- Лекарская школа (1654, при Аптекарском приказе) для подготовки врачей,
- школа при Посольском приказе для обучения дипломатии и языкам,
- Заиконоспасская школа.
В 1687 году открылась Славяно-греко-латинская академия, основанная братьями Лихудами.
Значительную роль играла Немецкая слобода в Москве — своеобразное «окно в Европу», где русские знакомились с иностранным бытом и культурой.
Итоги
Культура XVII века стала переходной:
- литература — от сатиры к автобиографическим жанрам («Житие Аввакума»),
- архитектура — от «дивного узорочья» к нарышкинскому барокко,
- живопись — первые портреты, новаторство Симона Ушакова,
- образование — массовые учебники, новые школы, академия.
Эта культура сочетала традиции старины и новые веяния, подготавливая основу для реформ Петра I.

