Краткое содержание параграф 45 учебник по истории России 17- начало 19 вв. Мединский, Чубарьян 8 класс

§ 45. Архитектура и искусство

Барокко и классицизм
В XVIII веке в русской архитектуре последовательно господствовали два стиля.

  • Барокко (первая половина XVIII в.) отличалось пышностью, богатым декором, изогнутыми линиями фасадов, волютами-завитками, игрой света и тени.
  • Классицизм (с 1760-х годов) пришёл на смену барокко и основывался на античных образцах: симметрия, строгие формы, треугольные фронтоны, портики, ордерные колоннады, ротонды.

Зодчие и архитектурные ансамбли

  • Главный мастер русского барокко — Б. Растрелли. Его шедевры: Зимний дворец в Петербурге, Смольный монастырь, Большой дворец в Царском Селе, дворцы в Петергофе и Митаве. Для интерьеров он использовал элементы рококо.
  • Переход к классицизму связан с творчеством И. Старова (Троицкий собор Александро-Невской лавры, Таврический дворец).
  • В. Баженов мечтал превратить Кремль в «форум» для народа, но проект был остановлен. Его главное законченное творение — дом Пашкова в Москве.
  • М. Казаков создавал величественные постройки с куполами: Сенат в Кремле, здание Московского университета, Петровский путевой дворец, Колонный зал Благородного собрания.
  • Среди иностранных архитекторов выделялись Дж. Кваренги (Эрмитажный театр, Смольный институт, Александровский дворец) и Ч. Камерон (Агатовые комнаты в Царском Селе, Павловский дворец).

В эпоху Екатерины II появилась Комиссия о каменном строении, которая составляла планы перестройки городов. В губернских центрах — Костроме, Твери, Ярославле — появились регулярные кварталы, площади и гостиные дворы.

Живопись и театр
XVIII век стал временем расцвета портретного жанра.

  • И. Аргунов писал портреты своих хозяев — Шереметевых.
  • А. Антропов создал реалистический портрет Петра III.
  • Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский изображали знать и императоров, стремясь передать характер и внутренний мир человека. Знаменит — портрет М. Лопухиной (Боровиковский).
    Развивалась также историческая живопись: работы А. Лосенко («Прощание Гектора с Андромахой», «Владимир и Рогнеда»), Г. Угрюмова («Испытание силы Яна Усмаря»).
    Появилась жанровая живопись, отражающая жизнь простого народа (М. Шибанов — «Крестьянский обед»).

Скульптура
В скульптуре выделялись Ф. Шубин (бюсты Екатерины II и Павла I), М. Козловский, И. Мартос, И. Прокофьев. Символом Петербурга стал памятник Петру I — «Медный всадник» Э. Фальконе.

Итоги
В XVIII веке Россия не только усилилась как военная держава, но и стала признанным культурным центром Европы. Появились выдающиеся архитектурные ансамбли, блестящая школа живописи и скульптуры. Искусство стало важной частью государственного престижа и общественной жизни.