Краткое содержание параграф 44 учебник по истории России 17- начало 19 вв. Мединский, Чубарьян 8 класс

§ 44. Развитие науки и техники

1. Люди русской науки

  • В XVIII веке наука ещё не была профессией: многие учёные занимались ею «на досуге».
  • М. Ломоносов – первый русский академик, энциклопедист, создатель научного языка, автор трудов по истории, химии, физике, географии.
  • Е. Дашкова – первая женщина-глава Академии наук, организовала лекции, увеличила число студентов, основала Российскую академию и журнал «Собеседник любителей российского слова».
  • Академия наук сотрудничала с учёными Европы (Вольтер, Дидро, Франклин).

Вывод: появились первые профессиональные учёные, наука стала престижной частью государственной службы.

2. Естественные науки

  • Создавались карты морей и территорий, исследовались богатства Сибири и Урала.
  • В. Беринг и его экспедиция достигли берегов Аляски, составили карты Дальнего Востока.
  • И. Ползунов построил первую паровую машину (1766), но изобретение не оценили.
  • И. Кулибин придумал прожектор, лифт, проект моста через Неву, «самобеглую коляску».
  • Д. Виноградов наладил производство русского фарфора.
  • А. Болотов писал труды по агрономии и почвоведению.
  • Ломоносов открыл атмосферу Венеры, основал физическую химию, создал мозаики из смальты.

Вывод: наука была тесно связана с практическими нуждами государства, но многие изобретения не находили применения.

3. Гуманитарные науки

  • Ломоносов написал «Российскую грамматику», заложившую правила русского языка.
  • Историки:
    • В. Татищев – «История Российская», открыл важные источники (Русская Правда, Судебник 1550 г.).
    • Ломоносов – «Краткий российский летописец», боролся с «норманнской теорией».
    • М. Щербатов – «История Российская от древнейших времён».
    • Н. Новиков – опубликовал документы в «Древней Российской Вивлиофике».
  • Созданы музеи: Кунсткамера (1714) и Эрмитаж (1764).

Вывод: гуманитарные науки укрепляли национальное самосознание и помогали формированию истории и языка как научных дисциплин.

Итоги

  • XVIII век стал временем становления российской науки.
  • Созданы Академия наук и Российская академия, появились музеи и первые учебники.
  • Россия участвовала в географических открытиях, развивала технику, языкознание и историю.
  • Препятствия: крепостное право, недоверие к изобретениям, недостаток средств.
  • Достижения: формирование научного сообщества, создание национальной школы учёных, укрепление культуры и просвещения.