Краткое содержание параграф 43 учебник по истории России 17- начало 19 вв. Мединский, Чубарьян 8 класс

§ 43. Развитие образования

1. «Рыцарские академии» и Смольный институт

  • В XVIII в. создавались военные и светские школы для дворян.
  • Сухопутный шляхетный корпус (1731) – готовил не только военных, но и чиновников.
  • Морской шляхетный корпус (1752) – обучение навигации, артиллерии, механике, иностранным языкам.
  • Пажеский корпус (1759) – для детей придворной знати.
  • Коммерческое училище (1772) – для детей купцов.
  • Смольный институт благородных девиц (1764) – первое женское учебное заведение, где воспитывали «новую породу людей» – образованных и воспитанных будущих матерей и хозяек.

Вывод: дворянское образование становилось более широким – учили не только военному делу, но и наукам, языкам, искусствам.

2. Система начального образования

  • Для нужд губернской реформы требовались грамотные чиновники.
  • В 1786 г. принят Устав народных училищ:
    • малые училища (в уездных городах, 2 класса: чтение, письмо, арифметика, Закон Божий),
    • главные училища (в губернских городах, 4 класса: история, география, физика, геометрия, языки).
  • Школы стали бесплатными и бессословными (учились и мальчики, и девочки).
  • Появились привычные нам атрибуты: школьная доска, журналы, экзамены, каникулы.
  • Учителей готовили в учительских семинариях.
  • К 1792 г. в России работало более 300 училищ.

Вывод: Екатерина II впервые создала государственную систему начального образования для всех сословий.

3. Университет и частные заведения

  • В 1755 г. основан Московский университет (инициатива Ломоносова и Шувалова).
    • Факультеты: философский, медицинский, юридический.
    • При университете – гимназии, типография, газета «Московские ведомости».
    • Учились в основном разночинцы; дворяне предпочитали военную службу.
  • В 1780–1790-е гг. появлялись частные школы и пансионы, куда приглашали иностранных гувернёров.

Вывод: университет стал центром науки и просвещения, но широкое дворянство в нём почти не училось.

Итоги

  • XVIII век стал временем создания системы образования в России.
  • Возникли разные типы школ: для дворян, купцов, девиц, разночинцев.
  • Реформа Екатерины II ввела начальное бессословное образование.
  • Это был важный шаг в эпоху Просвещения и подготовка к развитию российской науки и культуры в XIX веке.