Краткое содержание параграф 42 учебник по географии Алексеев, Николина, Липкина 8 класс

§ 42. Учимся с «Полярной звездой» (11) 

Параграф посвящён тому, как проводить географическое исследование и как анализировать проблему с использованием научных текстов.

1. Суть географической исследовательской практики

Учебная исследовательская работа помогает:

  • учиться работать с разными источниками информации;
  • развивать творческий подход, наблюдательность и умение анализировать;
  • готовить проекты, доклады, дискуссии и презентации.

Главное — это личный результат учащегося, его самостоятельная работа.

2. Организация исследовательской деятельности

Перед началом изучения проблемы необходимо:

  1. Определить цель и задачи исследования.
  2. Потратить время на осмысление проблемы.
  3. Подобрать нужные источники информации (учебники, статьи, интернет).
  4. Обработать информацию, выделив главное и оформив итоговый материал.

3. Первый исследовательский опыт: анализ проблемы

Учащимся предлагается выполнить исследование по теме:
«Как обеспечить экологическую безопасность России?»

Основные шаги:

  1. Найти 2–3 научных текста по теме.
  2. Составить тезисы статей — краткие выводы, идеи авторов.
    • Тезисы могут быть прямыми цитатами или пересказом.
    • Для формулировок предлагается список рабочих глаголов: анализирует, утверждает, предлагает, ссылается, объясняет и др.
  1. Выявить общее и различия во взглядах авторов.
  2. Определить предложенные ими пути решения экологических проблем.

4. Перекрёстная дискуссия

Это метод, позволяющий увидеть проблему с двух сторон.

Учащийся должен:

  • выступить в роли сторонника тезиса,
  • затем — в роли противника,
  • после чего сформулировать собственную позицию.

Для этого предлагается таблица:

| Тезисы | Аргументы «за» / «против» | Моя позиция |

5. Итог

По завершении работы необходимо:

  • заполнить таблицу,
  • приложить её к тезисам,
  • сформулировать собственный вывод по исследуемой проблеме.