§ 42. Учимся с «Полярной звездой» (11)
Параграф посвящён тому, как проводить географическое исследование и как анализировать проблему с использованием научных текстов.
1. Суть географической исследовательской практики
Учебная исследовательская работа помогает:
- учиться работать с разными источниками информации;
- развивать творческий подход, наблюдательность и умение анализировать;
- готовить проекты, доклады, дискуссии и презентации.
Главное — это личный результат учащегося, его самостоятельная работа.
2. Организация исследовательской деятельности
Перед началом изучения проблемы необходимо:
- Определить цель и задачи исследования.
- Потратить время на осмысление проблемы.
- Подобрать нужные источники информации (учебники, статьи, интернет).
- Обработать информацию, выделив главное и оформив итоговый материал.
3. Первый исследовательский опыт: анализ проблемы
Учащимся предлагается выполнить исследование по теме:
«Как обеспечить экологическую безопасность России?»
Основные шаги:
- Найти 2–3 научных текста по теме.
- Составить тезисы статей — краткие выводы, идеи авторов.
- Тезисы могут быть прямыми цитатами или пересказом.
- Для формулировок предлагается список рабочих глаголов: анализирует, утверждает, предлагает, ссылается, объясняет и др.
- Выявить общее и различия во взглядах авторов.
- Определить предложенные ими пути решения экологических проблем.
4. Перекрёстная дискуссия
Это метод, позволяющий увидеть проблему с двух сторон.
Учащийся должен:
- выступить в роли сторонника тезиса,
- затем — в роли противника,
- после чего сформулировать собственную позицию.
Для этого предлагается таблица:
| Тезисы | Аргументы «за» / «против» | Моя позиция |
5. Итог
По завершении работы необходимо:
- заполнить таблицу,
- приложить её к тезисам,
- сформулировать собственный вывод по исследуемой проблеме.

