§ 38–39. Русская церковь в XVII веке
Церковь и её место в обществе
Православная церковь играла исключительную роль в жизни русского народа и пользовалась поддержкой государства. Во главе её стоял патриарх, которому помогал Освящённый собор архиереев. В стране существовало множество храмов и монастырей. Богатые обители владели тысячами дворов и крестьянами, бедные же жили трудами своих монахов. Монастыри выполняли не только духовные, но и оборонительные функции, становясь крепостями на границах.
Патриарх Никон и его взгляды
В 1652 году патриархом стал Никон. Он утверждал, что духовная власть выше царской: «священство царства преболе есть». При этом Никон исходил из идеи «симфонии властей», где церковь отвечает за духовное, а царь — за земное. Алексей Михайлович поначалу поддерживал патриарха, но вскоре между ними возник острый конфликт.
Церковная реформа и раскол
Никон начал исправлять обряды и богослужебные книги по греческому образцу. В 1653 году было велено креститься тремя перстами (вместо двух), изменились крестные ходы, поклоны и некоторые молитвы. Эти новшества вызвали сопротивление среди защитников «старого благочестия». Во главе движения оказался протопоп Аввакум. Несогласных стали называть старообрядцами.
Низложение Никона
Стремление Никона к власти вызвало недовольство царя и бояр. В 1658 году он покинул патриарший престол, но хотел сохранить духовный сан. На церковном соборе 1666–1667 годов Никон был лишён сана и сослан. Собор утвердил главенство светской власти над церковной, провозгласив: «патриарху же быти послушливо царю».
Гонения на старообрядцев
Противников реформ предали анафеме и подвергли преследованиям. Старообрядцы уходили в отдалённые места, поднимали восстания (наиболее известное — оборона Соловецкого монастыря в 1668–1676 гг.), некоторые выбирали массовые самосожжения. Среди сторонников старой веры были и представители знати, например боярыня Морозова.
Итоги
Никон потерпел поражение в споре с царём, а церковь окончательно оказалась подчинена государству. Реформа расколола православие, вызвав глубокое разделение в обществе. Для России это стало трагедией, но, в отличие от Европы, религиозные войны не разгорелись.

