Краткое содержание параграф 36 учебник по истории России 1914-1945гг. Мединский, Торкунов 10 класс

§ 36. Наука и культура в годы войны.

1. Вклад в победу деятелей науки

Советская наука активно работала на фронт. Учёные создавали новые виды вооружения, броню, взрывчатку, топливо, лекарства.

  • И. Бардин, А. Иоффе, П. Капица координировали научные работы.
  • Е. Патон — автоматическая сварка танков.
  • Созданы танки Т-34, ИС, «катюши», новые автоматы.
  • Учёные-химики улучшили производство топлива и разработали зажигательные бутылки.
  • В медицине — новые антибиотики (в т.ч. З. Ермольева, создавшая советский пенициллин).
  • Учёные помогали восстановлению освобождённых территорий.
    Несмотря на войну, вузы и академии продолжали работу, особенно с 1943 г.

Главная мысль: наука стала важнейшей частью фронта — «мозгом» Победы.

2. Советский атомный проект

После известий о работах США и Германии СССР активизировал исследования в ядерной физике.

  • Руководитель проекта — И. Курчатов, куратор — Л. Берия.
  • В 1943 г. начались работы по созданию реактора и производству урана и плутония.
  • 25 декабря 1946 г. заработал первый реактор,
  • в 1949 г. СССР испытал первую атомную бомбу, ликвидировав монополию США.

Главная мысль: заложены основы советской ядерной мощи, обеспечившей стратегический паритет.

3. Сражающаяся культура

Культура и искусство служили делу Победы.

  • Главные темы — патриотизм, героизм, вера в Победу.
  • Работали фронтовые журналисты, писатели, художники.
  • Плакаты «Окна ТАСС», карикатуры Кукрыниксов, стихи и песни вдохновляли народ.
  • Многие деятели культуры воевали (Гайдар, Симонов, Твардовский).
  • Театры, оркестры и артисты выступали на фронте (Русланова, Утёсов, Шульженко).
  • Кино и музыка поднимали дух: фильм «Она защищает Родину», песня «Священная война» (А. Александров), симфония Шостаковича.

Главная мысль: культура сражалась вместе с народом, вдохновляя на подвиг и укрепляя веру в Победу.

4. Литература военных лет

Литература отражала жизнь и борьбу народа.

  • Ключевые произведения:
    • А. Бек — «Волоколамское шоссе»,
    • К. Симонов — «Дни и ночи», «Жди меня»,
    • А. Твардовский — «Василий Тёркин»,
    • М. Шолохов — «Они сражались за Родину»,
    • О. Берггольц — «Февральский дневник».
  • Стихи и песни — «Тёмная ночь», «Дороги», «В землянке» и др.

Главная мысль: литература и поэзия стали живым голосом войны, передав её боль, героизм и надежду.

5. Разграбление культурных ценностей

Нацисты разрушили и разграбили культурное наследие СССР:

  • 427 музеев, 1670 храмов, сотни библиотек и архивов, более 1,1 млн произведений искусства.
  • Уничтожены сокровища Петергофа, Эрмитажа, Царского Села (в т.ч. Янтарная комната).
    После войны СССР провёл реституцию — возврат и компенсацию утраченных ценностей.
    Часть трофеев (например, золото Шлимана) осталась в советских музеях.

Главная мысль: нацисты нанесли огромный ущерб культуре, но СССР сумел вернуть и сохранить многое из утраченного.