Краткое содержание параграф 36 учебник по истории России 1825-1914г. Мединский, Чубарьян 9 класс

§ 36. Развитие науки и народного просвещения

Наука в мире

  • На рубеже XIX–XX вв. происходила научно-техническая революция.
  • Открытия Рентгена, Резерфорда, Планка, Эйнштейна, Бора изменили представления о строении вещества и Вселенной.
  • Эти идеи стали основой для новой техники — радио, электричества, авиации, медицины.

Русские учёные

  • И. Павлов — исследования условных рефлексов, Нобелевская премия (1904).
  • И. Мечников — работы по иммунитету, Нобелевская премия (1908).
  • В. Вернадский — создал учение о биосфере и ноосфере.
  • П. Лебедев — доказал давление света.
  • Б. Голицын — основатель сейсмологии.
  • Н. Жуковский, С. Чаплыгин — аэродинамика и авиация.
  • К. Циолковский — основоположник космонавтики.
  • И. Сикорский — первый в мире четырёхмоторный самолёт «Русский витязь» и пассажирский «Илья Муромец».
  • П. Нестеров — в 1913 г. впервые выполнил «мёртвую петлю».

Развитие техники

  • Автомобили «Руссо-Балт» (1909).
  • Радио (А. Попов), лампа накаливания (А. Лодыгин), дуговая лампа (П. Яблочков).
  • Телевидение — патент Б. Розинга (1907).
  • Парашют (Г. Котельников, 1910).
  • Противогаз (Н. Зелинский, 1915).
  • Автомат (В. Фёдоров, 1916).

Научные экспедиции

  • Русская полярная экспедиция (1900–1902, Э. Толль и А. Колчак).
  • Экспедиция Г. Седова (1912) к Северному полюсу.
  • 1913 г. — открыта Земля императора Николая II (Северная Земля).
  • В. Обручев — исследования Сибири и Центральной Азии, автор научной фантастики.

Гуманитарные науки

  • Историки: В. Ключевский, С. Платонов, Н. Павлов-Сильванский.
  • Философы: Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Соловьёв, П. Флоренский — размышляли о «русской идее» и духовном пути страны.

Просвещение

  • Расходы на образование выросли в 5 раз (1900–1915).
  • Строились школы, гимназии, лицеи, коммерческие училища.
  • Растёт сеть средних специальных заведений (технические, железнодорожные, горные).
  • К 1914 г. действовало более 100 вузов, обучалось 120 тыс. студентов (60 % — не дворяне).
  • Появилось массовое женское образование (женские курсы).
  • Уровень грамотности вырос: перед Первой мировой грамотным был каждый второй призывник.

Итог

Начало XX в. стало временем научного и образовательного подъёма:

  • русские учёные внесли вклад в мировую науку;
  • появились новые отрасли (сейсмология, космонавтика, экология);
  • быстро развивались техника и транспорт;
  • вырос уровень грамотности населения.