§ 36. Развитие науки и народного просвещения
Наука в мире
- На рубеже XIX–XX вв. происходила научно-техническая революция.
- Открытия Рентгена, Резерфорда, Планка, Эйнштейна, Бора изменили представления о строении вещества и Вселенной.
- Эти идеи стали основой для новой техники — радио, электричества, авиации, медицины.
Русские учёные
- И. Павлов — исследования условных рефлексов, Нобелевская премия (1904).
- И. Мечников — работы по иммунитету, Нобелевская премия (1908).
- В. Вернадский — создал учение о биосфере и ноосфере.
- П. Лебедев — доказал давление света.
- Б. Голицын — основатель сейсмологии.
- Н. Жуковский, С. Чаплыгин — аэродинамика и авиация.
- К. Циолковский — основоположник космонавтики.
- И. Сикорский — первый в мире четырёхмоторный самолёт «Русский витязь» и пассажирский «Илья Муромец».
- П. Нестеров — в 1913 г. впервые выполнил «мёртвую петлю».
Развитие техники
- Автомобили «Руссо-Балт» (1909).
- Радио (А. Попов), лампа накаливания (А. Лодыгин), дуговая лампа (П. Яблочков).
- Телевидение — патент Б. Розинга (1907).
- Парашют (Г. Котельников, 1910).
- Противогаз (Н. Зелинский, 1915).
- Автомат (В. Фёдоров, 1916).
Научные экспедиции
- Русская полярная экспедиция (1900–1902, Э. Толль и А. Колчак).
- Экспедиция Г. Седова (1912) к Северному полюсу.
- 1913 г. — открыта Земля императора Николая II (Северная Земля).
- В. Обручев — исследования Сибири и Центральной Азии, автор научной фантастики.
Гуманитарные науки
- Историки: В. Ключевский, С. Платонов, Н. Павлов-Сильванский.
- Философы: Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Соловьёв, П. Флоренский — размышляли о «русской идее» и духовном пути страны.
Просвещение
- Расходы на образование выросли в 5 раз (1900–1915).
- Строились школы, гимназии, лицеи, коммерческие училища.
- Растёт сеть средних специальных заведений (технические, железнодорожные, горные).
- К 1914 г. действовало более 100 вузов, обучалось 120 тыс. студентов (60 % — не дворяне).
- Появилось массовое женское образование (женские курсы).
- Уровень грамотности вырос: перед Первой мировой грамотным был каждый второй призывник.
Итог
Начало XX в. стало временем научного и образовательного подъёма:
- русские учёные внесли вклад в мировую науку;
- появились новые отрасли (сейсмология, космонавтика, экология);
- быстро развивались техника и транспорт;
- вырос уровень грамотности населения.

