Краткое содержание параграф 34 учебник по истории России 1825-1914г. Мединский, Чубарьян 9 класс

§ 34. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина

Кто такой Столыпин

  • П. А. Столыпин (1862–1911) — председатель Совета министров России с 1906 г.
  • Его курс: «Порядок и реформы».
  • Считал, что Россию можно укрепить только через реформы, главным образом — в деревне.

Суть аграрной реформы

  • Цель: создать слой крепких крестьян-собственников, которые будут опорой государства.
  • Основные меры:
    • 1906 г. — указ о свободном выходе из общины и закреплении земли в личную собственность;
    • создание хуторов (крестьянское хозяйство вне деревни) и отрезков/отрубов (участки земли, выделенные из общины);
    • расширение деятельности Крестьянского банка — кредиты на покупку земли;
    • переселение крестьян в Сибирь, на Дальний Восток и в Среднюю Азию («столыпинские вагоны»);
    • агрономическая помощь крестьянам (агрономы, курсы, новые технологии).

Результаты

  • 1907–1915 гг. заявления о выходе из общины подали 3,4 млн домохозяев.
  • Более 3 млн человек переселились за Урал → рост населения и хозяйства Сибири.
  • Производство зерна выросло в 1,5 раза, Россия давала 25 % мирового экспорта хлеба.
  • Но: большинство крестьян предпочли оставаться в общине, а часть переселенцев вернулась обратно.
  • Урожайность в России оставалась ниже, чем в Европе и США.

Другие планы Столыпина

  • Всеобщее начальное образование.
  • Страхование рабочих (частично реализовано после его смерти).
  • Реформы местного самоуправления.

Итоги и значение

  • Реформа укрепила капиталистические отношения в деревне и ускорила освоение Сибири.
  • Но проблемы малоземелья и бедности не были решены.
  • Для успеха реформе нужно было 15–20 лет, но Столыпин был убит в 1911 г., а в 1914 началась Первая мировая война.

Значение: Столыпинские реформы стали попыткой модернизации России «сверху», но из-за незавершённости и сопротивления общества они не смогли предотвратить будущие потрясения.