§30 «Северо-Запад: хозяйство»
1. Как развивалась промышленность Санкт-Петербурга
До революции
- Санкт-Петербург создавался как «окно в Европу», поэтому промышленность была ориентирована на импортное сырьё.
- Дешевле было завозить уголь из Англии морем, чем доставлять донецкий по железной дороге.
- В городе размещали предприятия близко к побережью.
- Преобладали крупные государственные заводы, работавшие на госзаказы.
- Главная отрасль — машиностроение, особенно:
- судостроение (военное),
- станкостроение,
- электротехника,
- артиллерия.
- Петербург был крупнейшим центром военной промышленности Российской империи.
После 1917 года
- Из-за прекращения связей с Европой промышленность переключилась на отечественное сырьё (донецкий уголь, среднеазиатский хлопок).
- Вокруг Ленинграда создаётся промышленное окружение: добыча бокситов, алюминиевая промышленность, освоение Хибин.
- Строятся заводы-дублёры и филиалы для обеспечения всего СССР техникой.
После Второй мировой войны
- Ленинград сохраняет роль лидера в машиностроении и высоких технологиях.
- Выпускались:
- боевые корабли всех классов,
- танки и самоходки,
- спутники, оптика,
- атомные ледоколы,
- энергетическое оборудование (турбины и генераторы).
- Улучшена обеспеченность металлом благодаря Череповецкому металлургическому заводу.
- Энергетические проблемы решены строительством Сосновоборской АЭС.
Итог: промышленность Петербурга/Ленинграда прошла путь от импортозависимой до крупнейшего советского центра машиностроения и военной индустрии.
2. Как изменилось положение Северо-Запада после распада СССР
Потеря портов
- Прибалтийские порты (Рига, Таллин, Клайпеда, Вентспилс) стали иностранными.
- Россия вынуждена была активно развивать свою портовую инфраструктуру на Финском заливе.
Строительство новых российских портов
- Приморск — крупный нефтяной порт, сопоставимый с Новороссийском.
- Соединён нефтепроводом с Киришами.
- Усть-Луга — крупный универсальный порт на юге Финского залива.
- Принимает нефть и уголь.
- Является началом газопровода «Северный поток-2».
- Главным портом остаётся Большой порт Санкт-Петербург.
Промышленность Санкт-Петербурга в постсоветский период
- Сохранились ведущие отрасли:
- судостроение (преимущественно военное),
- электротехническое и энергетическое машиностроение.
- Турбины и генераторы петербургского производства используются на многих российских электростанциях.
Итог: Северо-Запад адаптировался к новым границам, построив собственную систему крупных портов.
3. Калининградская область
Положение
- Бывшая часть Восточной Пруссии, передана СССР в 1945 году.
- После 1991 года стала полуэксклавом, отделённым от России Литвой, Латвией и Белоруссией.
- Ближайший к Европе регион России; удобен для торговли и выхода в Атлантику.
- В Балтийске — главная база Балтийского флота.
Хозяйство
- Население ~1 млн человек.
- Специализация:
- машиностроение,
- пищевая промышленность,
- сельское хозяйство (молочно-мясное, овощи, картофель).
- Мировой центр добычи янтаря: более 90 % мировых запасов.
Природа и туризм
- Балтийская и Куршская косы — известные рекреационные зоны.
- Куршская коса включена в список Всемирного наследия.
Транспорт и безопасность
- Регион развивается как транспортно-логистический узел между Востоком и Западом.
- Для энергетической независимости построен морской терминал СПГ и подземное хранилище газа.

