Краткое содержание параграф 30 учебник по географии Алексеев, Николина, Липкина 9 класс

§30 «Северо-Запад: хозяйство»

1. Как развивалась промышленность Санкт-Петербурга

До революции

  • Санкт-Петербург создавался как «окно в Европу», поэтому промышленность была ориентирована на импортное сырьё.
  • Дешевле было завозить уголь из Англии морем, чем доставлять донецкий по железной дороге.
  • В городе размещали предприятия близко к побережью.
  • Преобладали крупные государственные заводы, работавшие на госзаказы.
  • Главная отрасль — машиностроение, особенно:
    • судостроение (военное),
    • станкостроение,
    • электротехника,
    • артиллерия.
  • Петербург был крупнейшим центром военной промышленности Российской империи.

После 1917 года

  • Из-за прекращения связей с Европой промышленность переключилась на отечественное сырьё (донецкий уголь, среднеазиатский хлопок).
  • Вокруг Ленинграда создаётся промышленное окружение: добыча бокситов, алюминиевая промышленность, освоение Хибин.
  • Строятся заводы-дублёры и филиалы для обеспечения всего СССР техникой.

После Второй мировой войны

  • Ленинград сохраняет роль лидера в машиностроении и высоких технологиях.
  • Выпускались:
    • боевые корабли всех классов,
    • танки и самоходки,
    • спутники, оптика,
    • атомные ледоколы,
    • энергетическое оборудование (турбины и генераторы).
  • Улучшена обеспеченность металлом благодаря Череповецкому металлургическому заводу.
  • Энергетические проблемы решены строительством Сосновоборской АЭС.

Итог: промышленность Петербурга/Ленинграда прошла путь от импортозависимой до крупнейшего советского центра машиностроения и военной индустрии.

2. Как изменилось положение Северо-Запада после распада СССР

Потеря портов

  • Прибалтийские порты (Рига, Таллин, Клайпеда, Вентспилс) стали иностранными.
  • Россия вынуждена была активно развивать свою портовую инфраструктуру на Финском заливе.

Строительство новых российских портов

  • Приморск — крупный нефтяной порт, сопоставимый с Новороссийском.
    • Соединён нефтепроводом с Киришами.
  • Усть-Луга — крупный универсальный порт на юге Финского залива.
    • Принимает нефть и уголь.
    • Является началом газопровода «Северный поток-2».
  • Главным портом остаётся Большой порт Санкт-Петербург.

Промышленность Санкт-Петербурга в постсоветский период

  • Сохранились ведущие отрасли:
    • судостроение (преимущественно военное),
    • электротехническое и энергетическое машиностроение.
  • Турбины и генераторы петербургского производства используются на многих российских электростанциях.

Итог: Северо-Запад адаптировался к новым границам, построив собственную систему крупных портов.

3. Калининградская область 

Положение

  • Бывшая часть Восточной Пруссии, передана СССР в 1945 году.
  • После 1991 года стала полуэксклавом, отделённым от России Литвой, Латвией и Белоруссией.
  • Ближайший к Европе регион России; удобен для торговли и выхода в Атлантику.
  • В Балтийске — главная база Балтийского флота.

Хозяйство

  • Население ~1 млн человек.
  • Специализация:
    • машиностроение,
    • пищевая промышленность,
    • сельское хозяйство (молочно-мясное, овощи, картофель).
  • Мировой центр добычи янтаря: более 90 % мировых запасов.

Природа и туризм

  • Балтийская и Куршская косы — известные рекреационные зоны.
  • Куршская коса включена в список Всемирного наследия.

Транспорт и безопасность

  • Регион развивается как транспортно-логистический узел между Востоком и Западом.
  • Для энергетической независимости построен морской терминал СПГ и подземное хранилище газа.