§ 3. Пётр I: становление реформатора
Детство и воспитание
- Родился в 1672 г. в семье Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной.
- С детства был крепким и любознательным.
- Учился без особых успехов, но имел огромное трудолюбие и стремление к знаниям.
- Наставник — дьяк Никита Зотов, обучение было проще, чем у старших братьев.
- Любил военные игры, которые развивали интерес к военному делу.
Потешные войска и Преображенское
- В Преображенском Пётр собрал «потешные полки», которые позже стали основой гвардии (Семёновский и Преображенский полки).
- Игры превратились в настоящие учения с участием иностранных офицеров (П. Гордон, Ф. Лефорт).
- Привык к простоте в общении, что отличало его от прежних царей.
Увлечение морем
- В 1688 г. нашёл старый английский бот, начал строить суда на Плещеевом озере.
- В 1693–1694 гг. ездил в Архангельск, впервые увидел море, строил корабли.
- Осознал необходимость создания флота: «У кого только сухопутное войско — одна рука, а у кого есть флот — две руки».
- Поднял первый русский флаг (1693 г.) — прообраз триколора.
Немецкая слобода
- Общение с иностранцами расширило кругозор Петра.
- Его другом стал Франц Лефорт, швейцарец, ставший русским адмиралом.
- Знакомство с европейской культурой подтолкнуло Петра к реформам.
Азовские походы
- 1695 г. — первый поход на Азов неудачен из-за отсутствия флота.
- В Воронеже построили флот.
- 1696 г. — второй поход успешен: Азов взят, Россия получила выход к Азовскому морю.
- Пётр считал началом своей службы именно участие в Азовских походах «бомбардиром».
- В 1696 г. умер Иван V, Пётр стал единовластным правителем.
Итоги
- Пётр с юности отказался от старых царских традиций.
- Его увлечения (армия, флот, ремёсла) сформировали характер реформатора.
- Начало военных успехов (Азов) укрепило идею, что царь должен сам служить Отечеству.

