Краткое содержание параграф 3 учебник по истории России 17- начало 19 вв. Мединский, Чубарьян 8 класс

§ 3. Пётр I: становление реформатора

Детство и воспитание

  • Родился в 1672 г. в семье Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной.
  • С детства был крепким и любознательным.
  • Учился без особых успехов, но имел огромное трудолюбие и стремление к знаниям.
  • Наставник — дьяк Никита Зотов, обучение было проще, чем у старших братьев.
  • Любил военные игры, которые развивали интерес к военному делу.

Потешные войска и Преображенское

  • В Преображенском Пётр собрал «потешные полки», которые позже стали основой гвардии (Семёновский и Преображенский полки).
  • Игры превратились в настоящие учения с участием иностранных офицеров (П. Гордон, Ф. Лефорт).
  • Привык к простоте в общении, что отличало его от прежних царей.

Увлечение морем

  • В 1688 г. нашёл старый английский бот, начал строить суда на Плещеевом озере.
  • В 1693–1694 гг. ездил в Архангельск, впервые увидел море, строил корабли.
  • Осознал необходимость создания флота: «У кого только сухопутное войско — одна рука, а у кого есть флот — две руки».
  • Поднял первый русский флаг (1693 г.) — прообраз триколора.

Немецкая слобода

  • Общение с иностранцами расширило кругозор Петра.
  • Его другом стал Франц Лефорт, швейцарец, ставший русским адмиралом.
  • Знакомство с европейской культурой подтолкнуло Петра к реформам.

Азовские походы

  • 1695 г. — первый поход на Азов неудачен из-за отсутствия флота.
  • В Воронеже построили флот.
  • 1696 г. — второй поход успешен: Азов взят, Россия получила выход к Азовскому морю.
  • Пётр считал началом своей службы именно участие в Азовских походах «бомбардиром».
  • В 1696 г. умер Иван V, Пётр стал единовластным правителем.

Итоги

  • Пётр с юности отказался от старых царских традиций.
  • Его увлечения (армия, флот, ремёсла) сформировали характер реформатора.
  • Начало военных успехов (Азов) укрепило идею, что царь должен сам служить Отечеству.