Краткое содержание параграф 27 учебник по истории древнего мира Мединский, Чубарьян 5 класс

Учебник Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Чубарьян А. О.

Тип: Всеобщая история. История древнего мира

Издательство: Просвещение

§ 27. Древняя Спарта

1. Возникновение полиса и устройство власти

В конце II тысячелетия до н.э. дорийцы завоевали Лаконию и основали там Спарту. Местное ахейское население и жителей Мессении они поработили, превратив в илотов — зависимых земледельцев, которые составляли большинство населения.
Второй слой общества — периэки. Это свободные, но неполноправные жители, занимавшиеся ремеслом и торговлей. Полные права имели только спартанцы — потомки дорийцев, которые получали гражданство после 30 лет.

Государственное устройство включало:

  • двух царей (наследственная власть, главные военачальники);
  • совет старейшин (герусию) — 28 пожилых воинов и два царя;
  • народное собрание, где решения принимались выкриками;
  • эфоров — пятерых чиновников, которые контролировали всех, включая царей.

Такая система считалась олигархией — властью немногих.

⚖️ 2. Законы Ликурга

В VIII веке до н.э. легендарный Ликург установил особые порядки, чтобы сохранить «общину равных».

  • Запрещались роскошь, золотые и серебряные деньги, накопление богатств.
  • Каждый гражданин получал участок земли, на котором трудились илоты.
  • Все жили одинаково: скромные дома, простая пища, одинаковая одежда.
  • Спартанцам запрещалось выезжать за пределы полиса, а чужеземцев изгоняли.

Жизнь общества напоминала военный лагерь: постоянные тренировки, спорт, охота и общие трапезы.
Главными ценностями были сила, дисциплина, выносливость и равенство. Благодаря этому спартанцы стали одними из лучших воинов Греции.

3. Воспитание детей

Стать полноправным гражданином мог только тот, кто прошёл спартанскую систему воспитания.

  • Новорождённых осматривали старейшины: слабых детей лишали жизни.
  • С 7 лет мальчиков забирало государство. Их обучали жить в суровых условиях: спать на тростнике, ходить босиком, питаться скудно.
  • Главные навыки: дисциплина, выносливость, умение кратко выражаться (отсюда слово «лаконичный»).
  • Их приучали к хитрости: еду нужно было воровать, а за поимку — строго наказывали.
  • Подростки участвовали в криптиях — тайных нападениях на илотов.

Девочек тоже воспитывали строго: они занимались бегом, гимнастикой и спортом, чтобы вырастить крепких будущих воинов.

Главная цель воспитания — создать мужественных, стойких защитников полиса.

Вывод: Спарта — это государство-лагерь, где царили суровые законы, равенство среди граждан, военная дисциплина и полное подчинение интересам полиса.