Краткое содержание параграф 25 учебник по истории России 1825-1914г. Мединский, Чубарьян 9 класс

§ 25. Взаимодействие народов и национальных культур

Взаимовлияние культур

  • Во второй половине XIX века русская культура и культуры народов империи активно влияли друг на друга.
  • Петербург и Москва стали центрами подготовки национальной интеллигенции.
  • В регионах открывались театры, библиотеки, музеи, музыкальные общества.
  • Народные мотивы (кавказские, татарские и др.) вошли в творчество русских композиторов и художников.

Просвещение

  • Быстро росло число школ и университетов (особенно в Малороссии и Юго-Западном крае).
  • Появились русско-туземные школы, где преподавали на родных языках, но с православной основой.
  • Университеты (Харьковский, Киевский, Одесский) готовили учителей, врачей, юристов.

Литература

  • Начало формирования национальных литератур.
  • Белоруссия – Ф. Богушевич; Украина – С. Гулак-Артемовский; еврейская литература – Шолом-Алейхем.
  • В Татарии – М. Акмулла, Г. Ильяси, К. Насыри.
  • В Грузии – И. Чавчавадзе; в Армении – Г. Сундуков; в Казахстане – А. Кунанбаев.

Фольклор

  • Сбор сказок, песен, былин (Т. Рябинин, И. Федосова).
  • В песнях отражались войны XIX века и жизнь рабочих.

Музыка и театр

  • Первая армянская опера («Аршак II» – Т. Чухаджян), первая грузинская опера («Тамара Коварная» – М. Балачивадзе).
  • Развитие национальных хоров (первый грузинский хор – 1885 г.).
  • Театры активно создавались в Киеве, Львове, Варшаве, Риге.
  • На сцене ставились пьесы на национальных языках.

Народные промыслы

  • Поволжье – ювелирное искусство, вышивка, кожаная мозаика.
  • Средняя Азия – ковры, керамика, медные сосуды.
  • Кавказ – оружие и посуда из серебра (известные мастера из села Кубачи).

Изменения в быту

  • Технический прогресс доходил и до окраин: конка в Варшаве (1866), в Баку (1889), электрический трамвай в Киеве (1892).
  • Телефонные станции появились в Риге, Одессе.
  • Быт национальных регионов постепенно менялся, сочетая старые традиции и новые удобства.

Итоги

  • Взаимодействие культур усиливало единство империи.
  • Русская культура помогала становлению национальной интеллигенции.
  • Народы сохраняли свои традиции, но участвовали и в общеимперском культурном процессе.