Краткое содержание параграф 22 учебник по истории России 1825-1914г. Мединский, Чубарьян 9 класс

§ 22. Русская культура второй половины XIX в. и её общественное значение

Исторические условия

  • Культура развивалась на фоне реформ 1860-х годов, роста экономики, увеличения грамотности.
  • Общество активно искало новые идеи, обращалось к прошлому и к опыту других стран.

Литература

  • Главное направление — критический реализм (отражение реальной жизни с её проблемами).
  • Н. Чернышевский — роман «Что делать?» вдохновлял молодёжь.
  • М. Салтыков-Щедрин — сатирические романы о чиновниках, помещиках («История одного города», «Господа Головлёвы»).
  • И. Тургенев — роман «Отцы и дети», герой Базаров стал символом поколения.
  • И. Гончаров«Обломов», образ лени и пассивности (обломовщина).
  • Н. Лесков — вера в нравственные силы народа.
  • Н. Некрасов — поэзия о тяжёлой жизни простого народа («Кому на Руси жить хорошо»).
  • Ф. Достоевский — внутренний мир человека, поиски истины («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»).
  • Л. Толстой — величайший реалист («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).
  • А. Чехов — рассказы и пьесы о «маленьком человеке», равнодушии и одиночестве.
  • Поэты: Ф. Тютчев, А. Фет.

Живопись

  • Ведущее направление — передвижники (Товарищество передвижных выставок).
  • В. Перов («Тройка»), И. Крамской («Неизвестная»), И. Репин («Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван»), В. Суриков («Боярыня Морозова»).
  • В. Васнецов — картины по мотивам сказок и былин.
  • Пейзажисты: И. Шишкин («Сосновый бор»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), И. Левитан («Над вечным покоем»).
  • И. Айвазовский — знаменитый маринист (морские картины).

Скульптура

  • М. Антокольский — исторические образы (Иван Грозный, Ярослав Мудрый).
  • А. Опекушин — памятник Пушкину в Москве (1880).

Архитектура

  • Новый стиль — эклектика (смешение разных стилей).
  • Появился «русский стиль» (Исторический музей, Верхние торговые ряды — будущий ГУМ).
  • Распространились доходные дома (многоквартирные).

Музыка

  • «Могучая кучка» (Балакирев, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Кюи) — вдохновлялись народными мотивами.
  • П. Чайковский — оперы, симфонии, балеты («Лебединое озеро», «Щелкунчик»).
  • Появились консерватории (Петербургская, Московская).

Театр

  • Главный драматург — А. Островский («Гроза», «Бесприданница»).
  • Главная актриса — М. Ермолова (Малый театр, героические роли).

Народные промыслы

  • Возрождение интереса к ремёслам: дымковская игрушка, гжель, хохлома, палехская роспись.
  • В конце XIX в. появилась матрёшка, ставшая символом России.

Итоги

  • Вторая половина XIX в. — золотой век русской культуры.
  • Искусство стало общенародным, обращалось к проблемам общества и традициям народа.
  • Созданные шедевры до сих пор имеют мировое значение.