§ 22. Русская культура второй половины XIX в. и её общественное значение
Исторические условия
- Культура развивалась на фоне реформ 1860-х годов, роста экономики, увеличения грамотности.
- Общество активно искало новые идеи, обращалось к прошлому и к опыту других стран.
Литература
- Главное направление — критический реализм (отражение реальной жизни с её проблемами).
- Н. Чернышевский — роман «Что делать?» вдохновлял молодёжь.
- М. Салтыков-Щедрин — сатирические романы о чиновниках, помещиках («История одного города», «Господа Головлёвы»).
- И. Тургенев — роман «Отцы и дети», герой Базаров стал символом поколения.
- И. Гончаров — «Обломов», образ лени и пассивности (обломовщина).
- Н. Лесков — вера в нравственные силы народа.
- Н. Некрасов — поэзия о тяжёлой жизни простого народа («Кому на Руси жить хорошо»).
- Ф. Достоевский — внутренний мир человека, поиски истины («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»).
- Л. Толстой — величайший реалист («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).
- А. Чехов — рассказы и пьесы о «маленьком человеке», равнодушии и одиночестве.
- Поэты: Ф. Тютчев, А. Фет.
Живопись
- Ведущее направление — передвижники (Товарищество передвижных выставок).
- В. Перов («Тройка»), И. Крамской («Неизвестная»), И. Репин («Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван»), В. Суриков («Боярыня Морозова»).
- В. Васнецов — картины по мотивам сказок и былин.
- Пейзажисты: И. Шишкин («Сосновый бор»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), И. Левитан («Над вечным покоем»).
- И. Айвазовский — знаменитый маринист (морские картины).
Скульптура
- М. Антокольский — исторические образы (Иван Грозный, Ярослав Мудрый).
- А. Опекушин — памятник Пушкину в Москве (1880).
Архитектура
- Новый стиль — эклектика (смешение разных стилей).
- Появился «русский стиль» (Исторический музей, Верхние торговые ряды — будущий ГУМ).
- Распространились доходные дома (многоквартирные).
Музыка
- «Могучая кучка» (Балакирев, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Кюи) — вдохновлялись народными мотивами.
- П. Чайковский — оперы, симфонии, балеты («Лебединое озеро», «Щелкунчик»).
- Появились консерватории (Петербургская, Московская).
Театр
- Главный драматург — А. Островский («Гроза», «Бесприданница»).
- Главная актриса — М. Ермолова (Малый театр, героические роли).
Народные промыслы
- Возрождение интереса к ремёслам: дымковская игрушка, гжель, хохлома, палехская роспись.
- В конце XIX в. появилась матрёшка, ставшая символом России.
Итоги
- Вторая половина XIX в. — золотой век русской культуры.
- Искусство стало общенародным, обращалось к проблемам общества и традициям народа.
- Созданные шедевры до сих пор имеют мировое значение.

