Краткое содержание параграф 22-23 учебник по истории России 1914-1945гг. Мединский, Торкунов 10 класс

§ 22–23. Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.: создание «нового человека». Развитие науки, образования, здравоохранения.

1. Формирование «нового человека»

Главная цель советского государства — создание нового социалистического человека:
преданного Родине, трудолюбивого, дисциплинированного, морально чистого и интернационального.

  • Развивался культ героев — образцов для подражания. Героями становились не только военные, но и труженики, учёные, лётчики, полярники.
  • В 1934 г. учреждено звание Героя Советского Союза, а в 1938 г. — Героя Социалистического Труда.
  • Страна восхищалась подвигами:
    • полярников (Папанин, Шмидт),
    • лётчиков (Чкалов, Громов, Осипенко, Раскова),
    • шахтёра Стаханова, трактористки Ангелиной, сталеваров, машинистов, текстильщиц.
  • Героизация труда и научных достижений формировала энтузиазм и веру в социализм.

➡️ Образ героя-строителя коммунизма стал частью массовой культуры — литературы, кино, песен, плакатов.

2. Власть и Церковь

РПЦ существовала под давлением жёсткой антирелигиозной политики.

  • После 1927 г. митрополит Сергий (Страгородский) призвал верующих лояльно относиться к власти.
  • В 1929 г. принято решение об усилении борьбы с религией.
  • Церкви запрещалось владеть имуществом, вести обучение и благотворительность.
  • Массово закрывались и разрушались храмы, изымались колокола (в т. ч. снесён Храм Христа Спасителя).
  • Преследования коснулись православных, католиков, мусульман, иудеев и др.
  • К 1938 г. не осталось ни одного действующего монастыря, но религиозность не исчезла: по переписи 1937 г. 41,6 млн человек считали себя православными.

➡️ Церковь была фактически уничтожена как институт, но вера сохранилась в народе.

3. Культурная революция и образование

Культурная революция означала повышение уровня образования и приобщение к социалистической культуре.

  • В школы вернулись уроки, оценки, расписание и дисциплина.
  • В 1934 г. восстановлено преподавание истории и географии.
  • Педагог А. Макаренко продвигал принципы воспитания личности через коллектив и уважение к человеку.
  • Массово ликвидировалась неграмотность:
    • обучено более 87 млн человек,
    • грамотность к 1939 г. — 87,4% населения,
    • в Средней Азии выросла с 1–2% до 70%.
  • Быстро развивалось среднее и высшее образование, техникумы и вузы открывались в каждой республике.
  • Расширялась сеть библиотек, клубов, дворцов культуры, радио.

➡️ СССР стал мировым лидером по уровню массового образования.

4. Развитие науки

Наука 1930-х гг. достигла огромных успехов:

  • Активно развивались естественные науки — физика, химия, биология, техника.
  • Созданы новые институты: ФИАН, ВАСХНИЛ, РНИИ, сотни НИИ.
  • Выдающиеся учёные:
    • П. Капица, С. Вавилов, А. Иоффе — физика;
    • Н. Вавилов — генетика, селекция, коллекция семян;
    • И. Губкин — геология и нефтедобыча;
    • Туполев, Яковлев, Поликарпов — авиастроение.
  • В 1938 г. опубликован «Краткий курс истории ВКП(б)», написанный при участии Сталина — стал идеологической основой образования.
  • Историю России стали изучать с древности, возвеличив героев прошлого — Невского, Минина, Суворова, Кутузова.

➡️ Наука стала важнейшим фактором индустриализации и обороноспособности страны.

5. Здравоохранение

В 1930-е гг. создана всеобщая бесплатная система здравоохранения, инициатор — Н. Семашко.

  • Развёрнута сеть фельдшерско-акушерских пунктов, больниц, поликлиник, санаториев.
  • К 1940 г. — 13,6 тыс. больниц, 3600 санаториев, более 470 тыс. мест.
  • Медицинская помощь стала доступной каждому, особое внимание уделялось детям и профилактике заболеваний.
  • Введена обязательная вакцинация, ликвидирована натуральная оспа (1936).
  • Число врачей увеличилось более чем в 6 раз по сравнению с 1914 г.
  • Продолжительность жизни выросла на 12 лет, смертность и детская смертность снизились.

➡️ Система советского здравоохранения стала одной из лучших в мире.

Итоги

1930-е гг. — время создания единого советского культурного пространства:

  • сформировался образ «нового человека»;
  • ликвидирована неграмотность, развита сеть школ и вузов;
  • наука и медицина достигли мирового уровня;
  • несмотря на антирелигиозную кампанию, духовная жизнь народа не исчезла;
  • культура стала инструментом воспитания и идеологического единства общества.