§ 22–23. Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.: создание «нового человека». Развитие науки, образования, здравоохранения.
1. Формирование «нового человека»
Главная цель советского государства — создание нового социалистического человека:
преданного Родине, трудолюбивого, дисциплинированного, морально чистого и интернационального.
- Развивался культ героев — образцов для подражания. Героями становились не только военные, но и труженики, учёные, лётчики, полярники.
- В 1934 г. учреждено звание Героя Советского Союза, а в 1938 г. — Героя Социалистического Труда.
- Страна восхищалась подвигами:
- полярников (Папанин, Шмидт),
- лётчиков (Чкалов, Громов, Осипенко, Раскова),
- шахтёра Стаханова, трактористки Ангелиной, сталеваров, машинистов, текстильщиц.
- Героизация труда и научных достижений формировала энтузиазм и веру в социализм.
➡️ Образ героя-строителя коммунизма стал частью массовой культуры — литературы, кино, песен, плакатов.
2. Власть и Церковь
РПЦ существовала под давлением жёсткой антирелигиозной политики.
- После 1927 г. митрополит Сергий (Страгородский) призвал верующих лояльно относиться к власти.
- В 1929 г. принято решение об усилении борьбы с религией.
- Церкви запрещалось владеть имуществом, вести обучение и благотворительность.
- Массово закрывались и разрушались храмы, изымались колокола (в т. ч. снесён Храм Христа Спасителя).
- Преследования коснулись православных, католиков, мусульман, иудеев и др.
- К 1938 г. не осталось ни одного действующего монастыря, но религиозность не исчезла: по переписи 1937 г. 41,6 млн человек считали себя православными.
➡️ Церковь была фактически уничтожена как институт, но вера сохранилась в народе.
3. Культурная революция и образование
Культурная революция означала повышение уровня образования и приобщение к социалистической культуре.
- В школы вернулись уроки, оценки, расписание и дисциплина.
- В 1934 г. восстановлено преподавание истории и географии.
- Педагог А. Макаренко продвигал принципы воспитания личности через коллектив и уважение к человеку.
- Массово ликвидировалась неграмотность:
- обучено более 87 млн человек,
- грамотность к 1939 г. — 87,4% населения,
- в Средней Азии выросла с 1–2% до 70%.
- Быстро развивалось среднее и высшее образование, техникумы и вузы открывались в каждой республике.
- Расширялась сеть библиотек, клубов, дворцов культуры, радио.
➡️ СССР стал мировым лидером по уровню массового образования.
4. Развитие науки
Наука 1930-х гг. достигла огромных успехов:
- Активно развивались естественные науки — физика, химия, биология, техника.
- Созданы новые институты: ФИАН, ВАСХНИЛ, РНИИ, сотни НИИ.
- Выдающиеся учёные:
- П. Капица, С. Вавилов, А. Иоффе — физика;
- Н. Вавилов — генетика, селекция, коллекция семян;
- И. Губкин — геология и нефтедобыча;
- Туполев, Яковлев, Поликарпов — авиастроение.
- В 1938 г. опубликован «Краткий курс истории ВКП(б)», написанный при участии Сталина — стал идеологической основой образования.
- Историю России стали изучать с древности, возвеличив героев прошлого — Невского, Минина, Суворова, Кутузова.
➡️ Наука стала важнейшим фактором индустриализации и обороноспособности страны.
5. Здравоохранение
В 1930-е гг. создана всеобщая бесплатная система здравоохранения, инициатор — Н. Семашко.
- Развёрнута сеть фельдшерско-акушерских пунктов, больниц, поликлиник, санаториев.
- К 1940 г. — 13,6 тыс. больниц, 3600 санаториев, более 470 тыс. мест.
- Медицинская помощь стала доступной каждому, особое внимание уделялось детям и профилактике заболеваний.
- Введена обязательная вакцинация, ликвидирована натуральная оспа (1936).
- Число врачей увеличилось более чем в 6 раз по сравнению с 1914 г.
- Продолжительность жизни выросла на 12 лет, смертность и детская смертность снизились.
➡️ Система советского здравоохранения стала одной из лучших в мире.
✅ Итоги
1930-е гг. — время создания единого советского культурного пространства:
- сформировался образ «нового человека»;
- ликвидирована неграмотность, развита сеть школ и вузов;
- наука и медицина достигли мирового уровня;
- несмотря на антирелигиозную кампанию, духовная жизнь народа не исчезла;
- культура стала инструментом воспитания и идеологического единства общества.

