Краткое содержание параграф 2 учебник по всеобщей истории нового времени 18-начало 19 века Мединский, Чубарьян 8 класс

§ 2. Эпоха Просвещения

1) Суть Просвещения

После Реформации христианская вера перестала объединять Европу: разные конфессии враждовали и воевали между собой. В XVII веке наука укрепила уверенность в силе человеческого разума: если он способен познать законы природы, значит, может изменить и общество.

Просвещение — это движение XVIII века в Европе и Америке, когда светские взгляды на мир и человека распространялись шире, чем когда-либо.

Основные идеи:

  • Рационализм — истина проверяется разумом и опытом; всё непостижимое объявлялось суеверием.
  • Секуляризация — общественная жизнь должна быть свободной от религиозного диктата; веротерпимость, отказ от фанатизма.
  • Натурализм — опора на «природу человека», теория естественных прав и естественной морали.

Плюсы: развитие науки, образования, культуры.
Минусы: излишняя вера в разум и недооценка традиций и исторического опыта.

Если учитель спросит: «Какие особенности имела просветительская мысль?»
Краткий ответ: рационализм, секуляризация и веротерпимость, идея естественных прав и морали, вера в воспитание и образование как средство улучшить общество.

2) Зарождение Просвещения

Первые очаги появились в Англии в конце XVII века, после «Славной революции» (1688–1689), когда закрепились права и свободы.

Джон Локк считал, что:

  • общество и государство возникают через общественный договор,
  • народ имеет право сменить правителя,
  • необходимо разделение властей (законодательная, исполнительная и «федеративная» — внешняя политика).

Однако взгляды Локка были противоречивыми. Он провозглашал свободу и веротерпимость, но на деле ограничивал их: речь шла главным образом о белых мужчинах с имуществом. Более того, Локк участвовал в работорговле и не признавал права католиков и атеистов.

Если учитель спросит: «В чём противоречивость взглядов Локка?»
Краткий ответ: он говорил о правах и свободах, но фактически распространял их не на всех (имущественные ограничения, расовые различия, узкая религиозная терпимость).

3) Французские просветители — лидеры общественного мнения

В XVIII веке Франция стала культурным центром Европы, а французский язык — международным.

  • Монтескьё («О духе законов», 1748): формы правления зависят от традиций и условий, деспотизм — зло. Разработал классическую схему разделения властей: законодательная, исполнительная, судебная.
  • Вольтер: критиковал церковь, защищал веротерпимость, но при этом с пренебрежением относился к простолюдинам и считал религию полезной для народа.
  • Руссо («Об общественном договоре», 1762): отстаивал народный суверенитет, идею прямой демократии. Но его концепция допускала, что власть может применять силу «во имя народа», что впоследствии использовалось революционным террором.
  • «Энциклопедия» Дидро и Д’Аламбера (1751–1780): обобщение знаний эпохи, критика старого порядка.

Парадокс: многие просветители критиковали устоявшуюся систему, но сами жили за счёт покровительства знати или монархов и не стремились её разрушить.

Если учитель спросит: «В чём противоречивость идей Просвещения?»
Краткий ответ: они пропагандировали свободу и равенство, но ограничивали их на практике; осуждали Старый порядок, оставаясь его частью; поддерживали народную власть, но оправдывали насильственное «перевоспитание» людей.

4) Новые формы общения

Просветительские идеи выходили за пределы учёных кругов и становились предметом обсуждения среди образованной публики.

Основные площадки:

  • Читательские клубы — совместные библиотеки, равенство участников, устав.
  • Академии — от крупных научных обществ до кружков любителей.
  • Салоны — встречи у аристократок, где ценились ум и талант.
  • Кафе — самая демократичная форма: чтение газет, памфлетов, оживлённые споры.

Так возникла общеевропейская информационная сеть. Новым было и поведение: внесословное и демократичное общение, выборность должностей в кружках, равенство участников. Всё это стало «репетицией» будущих политических институтов Нового времени.

Если учитель спросит: «В чём новизна этих форм поведения?»
Краткий ответ: равенство, свободные дискуссии, выборность, снижение сословных барьеров — подготовка к будущей демократической культуре.

Итог в одной фразе

Просвещение — это вера в разум и образование, светский взгляд на общество, оформившийся в Англии и расцветший во Франции; оно дало толчок свободам и науке, но содержало внутренние противоречия и опасность насильственного применения идей «во имя народа».