§ 18. Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.
1. Контроль над интеллектуальной жизнью
После Кронштадтского восстания власть усилила контроль над культурой и наукой.
- 1921–1922 гг. — репрессии против интеллигенции: казнены М. Тихвинский, Н. Гумилёв; более 80 учёных и философов (Бердяев, Булгаков, Карсавин, Ильин, Сорокин и др.) высланы за границу («философский пароход»).
- 1922 — создан Главлит (цензура),
1923 — Главрепертком (контроль театров).
До 1925 г. сохранялась относительная свобода, но затем Политбюро потребовало от писателей и учёных «служить марксизму».
➡️ К середине 1920-х гг. в СССР установился жёсткий идеологический контроль над культурой.
2. Сменовеховство
После революции из России эмигрировало около 2 млн человек. Среди них появились сторонники примирения с советской властью — «сменовеховцы» (по сборнику «Смена вех», 1921).
Они считали, что большевики восстановили российскую государственность и порядок.
Идеолог Н. Устрялов сравнивал СССР с «редиской» — красный снаружи, но «русский» внутри.
➡️ Эти идеи способствовали возвращению в СССР части деятелей культуры:
А. Толстой, М. Горький, М. Цветаева, С. Прокофьев и др.
3. Культура русской эмиграции
Русские эмигранты внесли огромный вклад в мировую науку и искусство:
- И. Сикорский (авиация), В. Зворыкин (телевидение), М. Шагал, А. Павлова, И. Бунин (Нобелевская премия 1933).
- Философ И. Ильин писал о духовном возрождении России.
До середины 1930-х гг. сохранялись культурные контакты (Есенин, Маяковский, Горький выезжали за границу),
но позже связи с эмиграцией прекратились — она стала рассматриваться как враждебная.
4. Власть и Церковь
Советская власть считала религию врагом:
- аресты священников, закрытие и разрушение храмов;
- в 1920-х гг. появилась обновленческая «Живая церковь», поддержанная властью;
- 1925 — создан Союз безбожников (с 1929 — Союз воинствующих безбожников).
➡️ Взаимоотношения Церкви и государства — конфликтные, с активной антирелигиозной пропагандой.
5. Развитие образования
Главная задача — ликвидация неграмотности.
- создавались школы, техникумы, детдома, курсы ликбеза;
- вводились «трудовые школы» и педагогические эксперименты (отказ от оценок, уроков, учебников);
- в начале 1930-х восстановлены уроки, расписание, пятибалльная система.
Результаты:
- к 1926 г. грамотными стали ¾ горожан и почти половина сельчан;
- 1927 г. — 119 тыс. школ, 1200 вузов;
- 1930 г. — введено всеобщее обязательное обучение.
➡️ Выдающийся педагог А. Макаренко создал систему трудовых коммун для беспризорников.
6. Наука и техника
Основной акцент — прикладные исследования:
- геология (В. Вернадский, А. Ферсман),
- биология и селекция (Н. Вавилов),
- физика (А. Иоффе, П. Капица, Н. Семёнов, И. Курчатов),
- химия (С. Лебедев — синтетический каучук),
- психология и физиология (И. Павлов, В. Бехтерев),
- космонавтика (К. Циолковский).
В истории господствовала марксистская школа М. Покровского, где история рассматривалась через классовую борьбу.
7. «Новое искусство»
1920-е гг. — время активных поисков и художественных экспериментов.
- литературные группы: «ЛЕФ» (Маяковский), «Серапионовы братья» (Зощенко), «Кузница», РАПП (пролетарские писатели);
- писатели революционной темы: Бабель, Серафимович, Фурманов, Шолохов, Иванов, Тренёв;
- популярность сатиры: Зощенко, Ильф и Петров, Маяковский;
- живопись и скульптура: АХРР, И. Шадр («Булыжник — оружие пролетариата»);
- архитектура и авангард: В. Татлин — «Башня III Интернационала»;
- кино: С. Эйзенштейн — «Броненосец „Потёмкин“», «Октябрь».
➡️ Искусство стало средством пропаганды революционных идей и формирования советской идеологии.
8. Повседневная жизнь и общественные настроения
- изменились представления о морали и семье:
А. Коллонтай выступала за свободу брака и равноправие женщин;
1926 г. — Кодекс о браке, семье и опеке (узаконен гражданский брак, облегчён развод, помощь матерям). - формировались новые праздники и традиции — 1 мая, 7 ноября, субботники, спортивные парады;
- популярны парки, кино, танцы, ярмарки, «революционные имена» (Вилен, Владлен, Мэлор).
➡️ 1920-е — время энтузиазма, культурного разнообразия и веры в «новую жизнь».
✅ Итоги
- Власть установила идеологический контроль, но культура пережила творческий подъём.
- Образование, наука и техника сделали огромный шаг вперёд.
- Искусство и быт стали отражением революционных перемен.
- СССР формировал новый тип культуры — массовой, идеологизированной, но яркой и энергичной.

