Краткое содержание параграф 18 учебник по истории России 1914-1945гг. Мединский, Торкунов 10 класс

§ 18. Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.

1. Контроль над интеллектуальной жизнью

После Кронштадтского восстания власть усилила контроль над культурой и наукой.

  • 1921–1922 гг. — репрессии против интеллигенции: казнены М. Тихвинский, Н. Гумилёв; более 80 учёных и философов (Бердяев, Булгаков, Карсавин, Ильин, Сорокин и др.) высланы за границу («философский пароход»).
  • 1922 — создан Главлит (цензура),
    1923 — Главрепертком (контроль театров).
    До 1925 г. сохранялась относительная свобода, но затем Политбюро потребовало от писателей и учёных «служить марксизму».

➡️ К середине 1920-х гг. в СССР установился жёсткий идеологический контроль над культурой.

2. Сменовеховство

После революции из России эмигрировало около 2 млн человек. Среди них появились сторонники примирения с советской властью — «сменовеховцы» (по сборнику «Смена вех», 1921).
Они считали, что большевики восстановили российскую государственность и порядок.
Идеолог Н. Устрялов сравнивал СССР с «редиской» — красный снаружи, но «русский» внутри.

➡️ Эти идеи способствовали возвращению в СССР части деятелей культуры:
А. Толстой, М. Горький, М. Цветаева, С. Прокофьев и др.

3. Культура русской эмиграции

Русские эмигранты внесли огромный вклад в мировую науку и искусство:

  • И. Сикорский (авиация), В. Зворыкин (телевидение), М. Шагал, А. Павлова, И. Бунин (Нобелевская премия 1933).
  • Философ И. Ильин писал о духовном возрождении России.

До середины 1930-х гг. сохранялись культурные контакты (Есенин, Маяковский, Горький выезжали за границу),
но позже связи с эмиграцией прекратились — она стала рассматриваться как враждебная.

4. Власть и Церковь

Советская власть считала религию врагом:

  • аресты священников, закрытие и разрушение храмов;
  • в 1920-х гг. появилась обновленческая «Живая церковь», поддержанная властью;
  • 1925 — создан Союз безбожников (с 1929 — Союз воинствующих безбожников).

➡️ Взаимоотношения Церкви и государства — конфликтные, с активной антирелигиозной пропагандой.

5. Развитие образования

Главная задача — ликвидация неграмотности.

  • создавались школы, техникумы, детдома, курсы ликбеза;
  • вводились «трудовые школы» и педагогические эксперименты (отказ от оценок, уроков, учебников);
  • в начале 1930-х восстановлены уроки, расписание, пятибалльная система.

Результаты:

  • к 1926 г. грамотными стали ¾ горожан и почти половина сельчан;
  • 1927 г. — 119 тыс. школ, 1200 вузов;
  • 1930 г. — введено всеобщее обязательное обучение.

➡️ Выдающийся педагог А. Макаренко создал систему трудовых коммун для беспризорников.

6. Наука и техника

Основной акцент — прикладные исследования:

  • геология (В. Вернадский, А. Ферсман),
  • биология и селекция (Н. Вавилов),
  • физика (А. Иоффе, П. Капица, Н. Семёнов, И. Курчатов),
  • химия (С. Лебедев — синтетический каучук),
  • психология и физиология (И. Павлов, В. Бехтерев),
  • космонавтика (К. Циолковский).

В истории господствовала марксистская школа М. Покровского, где история рассматривалась через классовую борьбу.

7. «Новое искусство»

1920-е гг. — время активных поисков и художественных экспериментов.

  • литературные группы: «ЛЕФ» (Маяковский), «Серапионовы братья» (Зощенко), «Кузница», РАПП (пролетарские писатели);
  • писатели революционной темы: Бабель, Серафимович, Фурманов, Шолохов, Иванов, Тренёв;
  • популярность сатиры: Зощенко, Ильф и Петров, Маяковский;
  • живопись и скульптура: АХРР, И. Шадр («Булыжник — оружие пролетариата»);
  • архитектура и авангард: В. Татлин — «Башня III Интернационала»;
  • кино: С. Эйзенштейн — «Броненосец „Потёмкин“», «Октябрь».

➡️ Искусство стало средством пропаганды революционных идей и формирования советской идеологии.

8. Повседневная жизнь и общественные настроения

  • изменились представления о морали и семье:
    А. Коллонтай выступала за свободу брака и равноправие женщин;
    1926 г. — Кодекс о браке, семье и опеке (узаконен гражданский брак, облегчён развод, помощь матерям).
  • формировались новые праздники и традиции — 1 мая, 7 ноября, субботники, спортивные парады;
  • популярны парки, кино, танцы, ярмарки, «революционные имена» (Вилен, Владлен, Мэлор).

➡️ 1920-е — время энтузиазма, культурного разнообразия и веры в «новую жизнь».

Итоги

  1. Власть установила идеологический контроль, но культура пережила творческий подъём.
  2. Образование, наука и техника сделали огромный шаг вперёд.
  3. Искусство и быт стали отражением революционных перемен.
  4. СССР формировал новый тип культуры — массовой, идеологизированной, но яркой и энергичной.