§ 15. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период
Сельское хозяйство
- После 1861 г. крестьяне стали вести хозяйство как свободные люди, но из-за малых наделов, высоких налогов и аренды у помещиков их положение оставалось тяжёлым.
- Многие помещики не смогли перестроить хозяйства, поэтому сдавали землю крестьянам в аренду за отработки.
- Сохранялась крестьянская община: она помогала платить налоги, но мешала развитию частной инициативы.
Промышленность
- Сначала после реформы фабрики потеряли рабочих: бывшие крепостные уходили. Но постепенно появились свободные рабочие руки, и производство начало расти.
- В 1860–1870-е гг. активно развивались новые отрасли: машиностроение, угольная и нефтяная промышленность, металлургия.
- К концу XIX века завершился промышленный переворот – фабрики вытеснили мануфактуры.
Банки и финансы
- 1860 г. – основан Государственный банк, который поддерживал промышленность.
- Появились частные банки (например, Волжско-Камский), которые давали кредиты фабрикантам и предпринимателям.
Железные дороги
- Крымская война показала слабость транспортной системы.
- В 1860–1880-х гг. произошёл железнодорожный бум: сеть выросла с 2 тыс. км (1861 г.) до 22 тыс. км (1880-е).
- Железные дороги стали «локомотивом экономики», подтолкнув металлургию, машиностроение, добычу угля.
Промышленный подъём и новые классы
- Развивалась лёгкая и тяжёлая промышленность. Центры: Донбасс (уголь), Кривой Рог (руда), Баку (нефть).
- Появились новые города (например, Донецк начался с завода Джона Юза).
- Формировался пролетариат – рабочие, жившие только за счёт найма (к 1879 г. – почти 1 млн человек).
- Началась борьба рабочих за права: первая крупная стачка – в 1872 г. на Кренгольмской мануфактуре.
- Складывалась и буржуазия – предприниматели, создававшие фабрики и заводы (Морозовы, Рябушинские, Третьяковы и др.).
Итог
- После реформ 1860–1870-х гг. Россия стала быстрее двигаться к капиталистической экономике.
- В деревне перемены шли медленно из-за пережитков крепостничества, зато промышленность развивалась стремительно, опираясь на железные дороги и поддержку государства.

