Краткое содержание параграф 14 учебник по всеобщей истории средних веков Мединский, Чубарьян 6 класс

§ 14. Западноевропейская культура в XI—XIV вв.

1. Архитектура и искусство
Центром культурной жизни оставался храм. Его архитектура и убранство должны были внушать величие Бога и напоминать о райской гармонии. Внутри звучала музыка, хор, стены украшали фрески, иконы, мозаики, а главным образом искусства были сюжеты из Библии.

  • В XI–XII веках господствовал романский стиль: массивные стены из камня, узкие окна, полукруглые арки, колонны, купол над пересечением нефов. Храм строился в форме креста.
  • С XII века распространилась готика: устремлённые вверх шпили, стрельчатые арки, витражи, лёгкий и ажурный декор. Соборы стали символами городов.
  • Готика изменила и скульптуру, и живопись — на фасадах появились фигуры святых, правителей и фантастических существ. Первое готическое здание — базилика Сен-Дени (1122).

В готическом стиле строили не только церкви, но и замки, ратуши, торговые ряды. Такие постройки требовали больших затрат, но отличались красотой и величием.
Главное: храмы и соборы были вершиной искусства и отражали религиозное мировоззрение средневековья.

2. Литература
Литературное творчество зависело от сословия:

  • духовенство писало жития святых и поучения;
  • поэты-трубадуры воспевали рыцарскую любовь и подвиги;
  • популярность приобрели рыцарские романы («Король Артур», «Тристан и Изольда») и героический эпос («Песнь о Роланде», «Песнь о моём Сиде»).

В городах создавались новеллы и сатирические рассказы, осмеивавшие жадность священников и феодалов.
Ваганты — странствующие студенты — писали сатирические стихи и пели песни, жонглёры развлекали толпы.
В народных сказаниях и балладах герои защищали слабых и боролись с несправедливостью — например, Робин Гуд.
Главное: литература выражала как религиозные идеалы, так и рыцарские ценности, а также народный взгляд на жизнь.

3. Образование и университеты
Церковных школ со временем стало недостаточно, поэтому начали появляться городские школы. Там преподавали «семь свободных искусств»:

  • тривиум — грамматика, риторика, логика,
  • квадривиум — арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

С XI века начали возникать университеты: Болонский (1088), Парижский, Оксфордский и др. К XV веку их было более 60.
Факультеты делились на подготовительный и три главных — богословский, юридический, медицинский.
Учёба шла на латыни, была платной, но университеты пользовались большой автономией.
Основные формы занятий: лекции, обсуждения и диспуты. Книги переписывались вручную на пергамене и часто приковывались цепями к полкам, чтобы их не унесли.
Главное: университеты стали центрами образования и науки, дав основу будущей европейской культуре.

4. Схоластика и наука
Главным направлением учёности стала схоластика — стремление доказать истины веры с помощью логики и авторитетных текстов.

  • Пьер Абеляр учил, что вера должна основываться на разуме.
  • Фома Аквинский сумел примирить веру и науку, пытаясь доказать существование Бога с помощью рассуждений.
  • Роджер Бэкон выступал за опыты и эксперименты, изучал химию, физику, изобрёл очки и прототип телескопа, но его считали еретиком.

Учёные занимались алхимией, стремясь найти «философский камень». Пусть цель не была достигнута, зато появились новые краски, лаки, лекарства и сплавы.
Главное: средневековая наука соединяла религию и разум, а открытия учёных подготовили почву для будущего прогресса.

Вывод
В XI–XIV вв. культура Западной Европы пережила расцвет: возвышались соборы, развивались литература и искусство, возникли университеты, а учёные искали новые пути к познанию мира.