Краткое содержание параграф 13 учебник по обществознанию Боголюбов, Лазебникова, Матвеев 8 класс

Параграф 13. Обмен и торговля

Почему возникает обмен

Обмен появляется тогда, когда люди производят излишки своих товаров и одновременно нуждаются в том, чего сами создать не могут или что им производить невыгодно. Благодаря обмену жизнь становится удобнее: каждый может сосредоточиться на том, что умеет делать лучше всего, а необходимые товары получить от других.

Чтобы продукт мог участвовать в обмене и стать товаром, он должен обладать:

  • потребительной стоимостью — быть полезным для людей;
  • меновой стоимостью — возможностью обмениваться на другие товары.

Первоначально обмен существовал в виде бартера — обмена вещи на вещь. Но такой способ оказался сложным: нужно было, чтобы совпали интересы сторон, а ценность товаров часто трудно было сравнить. Поэтому бартер со временем был вытеснен обменом через деньги. Деньги стали универсальным посредником, позволившим оценивать стоимость разных товаров, делать сделки более удобными и расширять экономические связи.

Торговля и её разновидности

Торговля — это сфера хозяйства, в которой товары продаются и покупаются. Она соединяет производителей с потребителями, способствует развитию бизнеса, увеличивает разнообразие благ и становится важным фактором благосостояния общества.

Формы торговли бывают разными:

  • оптовая — продажа больших партий товаров другим предприятиям;
  • розничная — продажа товаров отдельным покупателям;
  • внутренняя — торговля внутри страны;
  • внешняя — торговля между государствами.

Торговля возникла тысячи лет назад и сыграла огромную роль в развитии цивилизаций: стимулировала географические открытия, способствовала обмену знаниями и технологиями, объединяла разные регионы. Ограничение торговли всегда приводило к торможению экономического прогресса.

Реклама — двигатель торговли

Реклама — это информация о товаре или услуге, цель которой — привлечь внимание и повысить спрос. Она существовала ещё в древности, но в современном мире превратилась в масштабную индустрию, использующую телевидение, интернет, печатные СМИ, уличные вывески и многое другое.

Реклама выполняет несколько функций:

  • информирует о новых товарах и услугах;
  • формирует предпочтения покупателей;
  • напоминает о ранее известных брендах.

Хорошо составленная реклама выгодна обеим сторонам: производителю — потому что увеличивает продажи, покупателю — потому что помогает быстрее ориентироваться в товарах. Однако встречается и недостоверная реклама, которая может вводить в заблуждение, поэтому потребителю важно критически относиться к рекламе и проверять информацию.

Итоги

Обмен — это важнейший механизм получения благ, основанный на взаимовыгодном обмене результатами труда. Сегодня обмен осуществляется преимущественно через рынок с использованием денег, которые выполняют множество функций — от меры стоимости до средства обращения.

Торговля обеспечивает движение товаров от производителя к покупателю, а реклама помогает связывать их, продвигая товары и услуги. При честном и разумном использовании реклама способствует развитию торговли и лучшему удовлетворению потребностей общества.