Краткое содержание параграф 11 учебник по всеобщей истории нового времени 18-начало 19 века Мединский, Чубарьян 8 класс

§ 11. Наука, образование и воспитание

1) Наука эпохи Просвещения
После великой научной революции исследователи становятся всё более узкими специалистами, а увлечение наукой превращается в престижное занятие при дворах европейских монархов.
Особые впечатления того времени — первые воздушные путешествия: сначала на шарах Монгольфье и Шарля запускали животных, а затем и людей.
Ведущие страны открывают крупные музеи и художественные коллекции — появляются Британский музей, Эрмитаж, Лувр. Начинаются археологические раскопки в Помпеях, формируется новая наука — палеонтология, растёт интерес к прошлому человечества.
Возникают новые направления: акустика, термодинамика, лингвистика. Карл Линней создаёт систему классификации живых существ, объединяя человека и обезьян в один отряд — приматов.
В астрономии Пьер-Симон Лаплас пишет «Небесную механику» и выдвигает гипотезу происхождения Солнечной системы, а Уильям Гершель открывает планету Уран.
Математику развивают Эйлер, Лагранж, Монж (создатель начертательной геометрии), Кондорсе (теория вероятностей).
В химии Антуан Лавуазье открывает кислород, вводит понятия «химический элемент» и «соединение», а также формулирует закон сохранения массы вещества. Клод Бертолле разрабатывает новые методы анализа и синтеза.
В этот период утверждается метрическая система (метр, литр, килограмм) и создаётся первый семафорный телеграф Шаппа (1794).

2) Развитие экономической мысли
В XVIII веке оформляется экономическая наука.
Адам Смит утверждал: стремление человека к личной выгоде в конечном счёте приносит благо всему обществу. Государство не должно мешать свободной торговле и конкуренции, а истинное богатство рождается трудом.
Французские физиократы (Кене, Тюрго) считали, что основа богатства — сельское хозяйство, а не торговля, и что государство не должно вмешиваться в экономику. По их взглядам, общество делилось на классы, где главным производительным слоем являлись земледельцы.

3) Образование для всех
Просветители видели в воспитании и образовании главный инструмент формирования личности, а потому считали, что именно государство должно организовать обучение ради всеобщего прогресса.
Приоритет отдавался практическим знаниям: иностранным языкам, точным наукам, истории, географии, а не латинской грамматике и схоластике.
Учёба становится светской и централизованной, находится под контролем государства. В некоторых странах (например, в Пруссии) вводится обязательное начальное образование, что ведёт к росту грамотности.
Появляется сеть специализированных учебных заведений: инженерные, горные, военные, торговые и учительские институты.

4) Понятие «цивилизованного человека»
В это время формируется противопоставление «цивилизации» и «варварства». Цивилизованность связывали с прогрессом, комфортом, безопасностью и упорядоченной жизнью.
Распространяется идея, что ребёнок нуждается в планомерном воспитании и развитии его способностей, из-за чего взросление откладывается, а период обучения удлиняется.
Возникают новые нормы поведения и личной гигиены: правила этикета за столом, стремление к чистоте, использование индивидуальных предметов, регулярные купания.
Речь и внешний вид становятся показателями культурности. В высших слоях общества утверждается литературный язык.