Краткое содержание параграф 11-12 учебник по истории России 1914-1945гг. Мединский, Торкунов 10 класс

§ 11–12. Идеология и культура в годы Гражданской войны. Перемены в повседневной жизни и общественных настроениях.

1. Идеология новой власти

После Октябрьской революции большевики представляли будущее как общество без государства, где власть принадлежит Советам. Однако из-за войны и кризиса Ленин признал необходимость диктатуры пролетариата, сильного государственного аппарата, армии и органов безопасности.
Главная задача — строительство социализма и воспитание «нового человека».
Началась масштабная борьба с неграмотностью: создан ликбез, общество «Долой неграмотность!», приняты декреты об обязательном обучении грамоте. В 1920–1940 гг. читать и писать научились около 60 млн взрослых.

2. Образование и наука

  • Создан Наркомпрос (А. Луначарский).
  • Введена единая трудовая школа, бесплатное обучение, развитие изб-читален.
  • Для рабочих и крестьян открыты рабфаки, обеспеченные стипендиями и жильём — формировалась советская интеллигенция.
  • Учёные (Жуковский, Вернадский, Зелинский, Павлов, Циолковский и др.) продолжали работать на благо страны, несмотря на трудности.
  • Созданы Российская академия наук, Социалистическая академия, Институт красной профессуры — для подготовки идеологических кадров.

3. Власть и интеллигенция

Многие деятели Серебряного века не приняли советскую власть и эмигрировали (Бунин, Куприн, Рахманинов, Шаляпин, Репин и др.).
Другие остались — Ахматова, Булгаков, Пришвин, Волошин, Маяковский.
Революция открыла путь массовой культуре — искусство стало доступным народу.
Возникли организации вроде Пролеткульта, провозгласившие идею «новой пролетарской культуры».
Популярны были футуристы и авангардисты (Маяковский, Блок, Петров-Водкин, Кустодиев).
Искусство активно использовалось для агитации: плакаты («Ты записался добровольцем?»), сатирические «Окна РОСТА».
Ленин утвердил декрет о монументальной пропаганде — старые царские памятники заменялись на революционные.

4. Отношение к Русской православной церкви

Большевики стремились ограничить влияние религии, считая её пережитком.
Приняты декреты:

  • о гражданском браке;
  • о передаче церковных школ государству;
  • 23 января 1918 г. — декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.

Начались:

  • конфискации церковного имущества;
  • закрытие монастырей;
  • аресты священнослужителей.

Патриарх Тихон осудил насилие, но не поддержал белых и призвал верующих подчиняться власти ради сохранения Церкви.
В 1922 г. — изъятие церковных ценностей; вскрытие мощей святых; закрытие Троице-Сергиевой лавры.

5. Повседневная жизнь

Гражданская война принесла разруху, голод и холод.

  • Введена карточная система; продукты выдавались по классовому принципу.
  • Рабочие военных заводов получали больше, «нетрудовые» — минимум.
  • Люди добывали еду на чёрном рынке, ездили в деревни как мешочники.
  • Города не отапливались; использовались «буржуйки», жгли мебель и книги.

Жизнь свелась к борьбе за выживание.

6. Общественные настроения

  • Крестьяне сначала поддержали революцию, довольные разделом земли, но позже возмутились продразвёрсткой, реквизициями, мобилизацией и антирелигиозной политикой.
  • Однако жёсткая политика белых вновь настроила их против них, и к 1919 г. большинство крестьян стало поддерживать советскую власть.
  • Рабочие — основная опора большевиков, хотя падение уровня жизни вызывало недовольство.
  • У белых положение рабочих и интеллигенции ухудшилось, что усилило симпатии к большевикам.
  • Постепенно многие представители интеллигенции смирились с властью, видя в ней «меньшее зло» и гарантию порядка.

7. Внешнее положение России

После победы большевиков Россия осталась в международной изоляции и разрухе.

  • Утраты: Финляндия, Польша, Прибалтика, Западная Украина, Бессарабия, часть Армении.
  • На Западе ожидали скорого краха Советской России, которая жила в условиях «осаждённой крепости».
  • Парадокс Гражданской войны: именно большевики-интернационалисты сохранили российскую государственность, тогда как белые зависели от иностранной помощи.

Итоги

  • Сформировалась советская идеология, диктатура партии и новая культура.
  • Началось массовое образование и ликвидация неграмотности.
  • Искусство стало частью политической пропаганды.
  • Установлено доминирование государства в духовной жизни.
  • В обществе утвердились настроения усталости, приспособления и надежды на восстановление мира.