1. Прочитайте отрывки из сочинений историков и определите, о чём в них идёт речь. Расставьте отрывки в хронологической последовательности.
2. Прочитайте отрывки из исторических источников и определите, о каких событиях в них идёт речь. Расставьте отрывки в хронологической последовательности.
3. Рассмотрите картину художника В. Демидова и фотографии памятников историческим деятелям. С именем какого исторического лица связан сюжет картины художника В. Демидова?
4. Прочитайте поэму М. Лермонтова «Песня о купце Калашникове…» (найдите текст поэмы в Интернете или возьмите книгу в библиотеке), ответьте на вопросы и выполните задания.
- Какие исторические события упомянуты в поэме? Когда они могли произойти?2) Проанализируйте сюжетную линию поэмы. Соответствуют ли обещания царя его поступкам?
3) Почему царь казнил купца Калашникова? Какие стороны характера
Ивана IV показал М. Лермонтов?
5. Прочитайте отрывок из сочинения историка Р. Ю. Виппера и ответьте на вопросы.
- Можно ли согласиться с мнением историка? Почему?2) Можно ли признать итоги правления Ивана IV успешными? Подтвердите свою позицию историческими фактами.
6. Прочитайте отрывок из «Истории государства Российского» Н. Карамзина и ответьте на вопросы.
- Согласны ли вы с мнением Н. Карамзина, представленным в его сочинении?2) Как вы понимаете фразу Н. Карамзина, что народ в лице Ивана IV «чтил в нём знаменитого виновника нашей государственной силы… не различая внука с дедом»?
7. Прочитайте фрагмент сочинения историка В. Ключевского и выполните задание.
Назовите не менее пяти причин Смутного времени, которые выделил В. Ключевский.
8. Прочитайте отрывки из трудов историков и укажите, о каких исторических личностях в них говорится. Расставьте отрывки в хронологической последовательности событий.
9. Прочитайте отрывок из сочинения историка В. Ключевского и ответьте на вопросы. О ком идёт речь в отрывке? По каким признакам в тексте вы это определили?
10. Рассмотрите карту 1 в Приложении и выполните задания.
- В правление какого царя разразился страшный голод, ставший одной из причин событий, изображённых на карте? Назовите прозвище самозванца, которое он получил из-за того, что расположил свой лагерь в подмосковном селе… Почему представители знати бегали к нему?2) Какие из перечисленных ниже суждений верны?
а) Григорий Отрепьев начал свой поход с территории Швеции и захватил Новогород.
б) Староста посада обратился с призывом к сбору средств на борьбу с интервентами в Нижнем Новгороде.
в) Одной из причин событий, изображённых на карте, стало пресечение царствующей династии Рюриковичей.
г) Древний русский город Смоленск отбил все попытки интервентов захватить его.
11. Прочитайте отрывки из сочинений историков и определите, о чём идёт в них речь. Расставьте отрывки в хронологической последовательности.
12. Прочитайте фрагмент речи Кузьмы Минина перед нижегородцами и ответьте на вопросы.
1) Когда К. Минин выступил с данной речью? Что он предложил для исправления ситуации в государстве?
2) В чём Минин видел причины ослабления государственности в России? С чем связана его точка зрения? Сформулируйте не менее двух положений.
13. Прочитайте отрывки из исторических источников и укажите, о каких событиях в них идёт речь. Определите год каждого из этих событий.
14. Прочитайте фрагмент очерка историка В. Кобрина и выполните задание. Опираясь только на текст, сформулируйте не менее трёх причин избрания на престол Михаила Фёдоровича Романова.
15. Прочитайте отрывок из книги военного историка Е. Разина в «История военного искусства», ответьте на вопросы и выполните задание.
1) Что такое табор? Зачем он был нужен? Опишите его устройство.
2) Вспомните из курса истории Средних веков, кто ещё использовал табор. Насколько это было эффективно?
3) Каким образом казаки увеличивали скорострельность пищалей?
4) Выделите стадии боя казаков с противником с помощью табора.
16. Прочитайте отрывок из трагедии А. Пушкина «Борис Годунов» и ответьте на вопросы.
О страшное невиданное горе!
Прогневали мы Бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли…
1) О каких исторических событиях идёт речь в данном отрывке?
2) Какую версию этих событий приводит поэт? Доказана ли она историками?
3) Выскажите свою точку зрения об этих событиях.
17. Прочитайте отрывок из работы историка С. Соловьёва «Чтения и рассказы по истории России» о заседании Боярской думы и ответьте на вопросы. Какие функции выполняли члены Боярской думы? Насколько велико было её влияние?
18. Прочитайте отрывок из законодательного документа и выполните задания. Укажите название документа. В чём смысл приведённого отрывка? Привлекая текст документа и знания по истории, укажите не менее трёх юридических норм, определявших положение крестьян.
19. Прочитайте отрывок из работы историка С. Соловьёва «Чтения и рассказы по истории России» о Земских соборах и ответьте на вопросы.
Для решения каких вопросов созывались Земские соборы? Насколько обязательными были их решения для царской власти? Каким был состав сословного представительства на соборах?
20. Ознакомьтесь с таблицей и ответьте на вопросы.
Какая сословная группа наиболее представлена на заседаниях Земского собора 1649 г.? Объясните почему. Все ли сословные группы России середины XVII в. были представлены на Земском соборе? Ответ поясните.
21. Прочитайте отрывки из сочинений историков и определите, о ком идёт в них речь. Объясните, почему вы так решили
22. Рассмотрите картину М. Дерегуса «Переяславская рада» (1952 г.) и выполните задание.
Укажите не менее двух непосредственных причин события, отражённого на картине. К каким последствиям оно привело? Сформулируйте не менее двух положений.
23. Прочитайте отрывок из книги военного историка Е. Разина «История военного искусства», ответьте на вопросы и выполните задание.
1) Уроки какой войны учла власть? В чём они заключались?
2) Опишите устройство засечной черты.
- В правление какого царя разразился страшный голод, ставший одной из причин событий, изображённых на карте? Назовите прозвище самозванца, которое он получил из-за того, что расположил свой лагерь в подмосковном селе… Почему представители знати бегали к нему?2) Какие из перечисленных ниже суждений верны?
- Согласны ли вы с мнением Н. Карамзина, представленным в его сочинении?2) Как вы понимаете фразу Н. Карамзина, что народ в лице Ивана IV «чтил в нём знаменитого виновника нашей государственной силы… не различая внука с дедом»?
- Можно ли согласиться с мнением историка? Почему?2) Можно ли признать итоги правления Ивана IV успешными? Подтвердите свою позицию историческими фактами.