1. Установите соответствие между событиями и датами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
2. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.
1) начало правления Александра III
2) указ об обязанных крестьянах
3) 1 съезд РСДРП
4) Кровавое воскресенье
3. Запишите термин, о котором идёт речь.
Направление общественно-политической и философской мысли, сложившееся в России в 1830-1850-х 22. Его представители выступали за ликвидацию крепостного права и признание необходимости развития России по европейскому пути.
4. Что из названного относится к событиям Русско-японской войны 1904—1905 гг.?
Укажите два верных положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) оборона Севастополя
2) осада Плевны
3) оборона Порт-Артура
4) Цусимский бой
5) оборона Шипки
5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к реформам 1860—1870-х гг.
1) отруб
2) временнобязанные крестьяне
3) всесословная воинская повинность
4) выкупные платежи
5) гласный суд
6) присяжные заседатели
Найдите и запишите порядковый номер термина, выпадающего из данного ряда.
6. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.
1) При Николае I происходит ужесточение внутренней политики.
2) С помощью русских войск была подавлена революция в Венгрии
3) В России учреждается II Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, принимается Цензурный устав, прозванный «чугунным».
4) К середине XIX в. Россию за реакционную внешнюю политику за рубежом стали называть «жандарм Европы».
7. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Запишите в ответе цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
Рассмотрите карту 5 (см. Приложение) и выполните задания 8—10.
8. Укажите название конгресса, который завершил события, отражённые на карте.
9. Назовите императора, в правления которого происходили события, отражённые на карте.
10. Прочитайте текст о событиях, отражённых на карте, и, используя карту, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.
К концу года на Балканах сложились благоприятные предпосылки для перехода русской армии в наступление. 23 декабря начали наступление войска Южного отря-ла генерала Ф. Ф. Радецкого (отряды генералов М.Д. Скобелева и Н. И. Свято-полк-Мирского) и в сражении при Шейново окружили и взяли в плен 30-тысячную армию Вессель-паши. Западный отряд И. В. Гурко, двигавшийся обходным путём, занял без боя Софию, а дальше у Филиппополя разбил армию Сулейман-паши, отрезав ей путь отхода на восток. 8 января отряды Гурко и Радецкого соединились под и заняли его без всякого сопротивления.
Рассмотрите монету и выполните задание.
Монета посвящена памяти выдающегося русского
1) композитора
2) скульптора
3) живописца
4) театрального режиссёра
12. Запишите название, пропущенное на схеме.
Ознакомьтесь с перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 13 и 14.
1) роман «Евгений Онегин»
2) поэма «Мёртвые души»
3) опера «Жизнь за царя»
13. Какие из памятников культуры были созданы в период правления Александра III?
Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
14. Автором какого из этих памятников культуры является Н. Гоголь? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15-17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.
15. Назовите российского императора, в период правления которого написана данная записка. Укажите название войны, в которой участвовала Россия в период, когда была написана записка.
16. Почему, по мнению автора, Россия спасает Австрию «всякую минуту теперь»? Какой пример приводит автор, чтобы показать отсутствие реального союза между Австрией и Россией? Почему, по мнению автора, такой союз практически невозможен?
17. Укажите любые три итога войны, в которой участвовала Россия в период, когда была написана данная записка.
18. Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) создания организации
«Народная воля»?
– временнообязанное положение крестьян
– убийство императора Александра І
– появление в России первых марксистских организаций
– оправдание судом присяжных народницы В. И. Засулич
Объясните, как выбранное вами положение связано с созданием организации «Народная воля».
19. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
Поводом для начала Первой русской революции стал расстрел правительствен-ными войсками мирной манифестации рабочих, которые хотели подать петицию о своих нужлах Николаю II. Данное событие получило название «Чёрный вторник».
Революция вынудила императора пойти навстречу народу и провести серию реформ.
Так, был учреждён орган народного представительства, обладавший законодательной властью, – Государственный совет. Для решения аграрного вопроса была проведена Столыпинская аграрная реформа. В сфере рабочего вопроса власти также пошли на некоторые уступки.
Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
20. Существует точка зрения, что у экономической политики Александра III и Николая II, несмотря на значительные различия, тем не менее существовали общие черты. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эти общие черты.
21. Император, прочитав «Философические письма», опубликованные в журнале «Телескоп», расценил это произведение как «смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишённого». Автор произведения был объявлен сумасшедшим, и за ним установили «медико-полицейский надзор».
- Назовите автора произведения, о котором идёт речь.2) Назовите упомянутого императора.
3) Что в содержании данного произведения могло настолько возмутить императора, что автор был объявлен сумасшедшим (приведите одно любое положение)?