Размышляем о прочитанном
1. Вы прочитали стихотворения о родной природе поэтов XIX века и размышления литературоведа о них.
2. В стихотворении Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист…» поэт подробно рассказывает о приметах наступающей весны («воздух чист», «ясен небосклон», «шумят ручьи», «жавронок поёт»). Поэт приветствует весну, которая будит и его собственные силы, веселит душу. Поэт возрождается вместе с природой.
3. В стихотворении Баратынского «Чудный град порой сольётся…» говорится о видении и создании града из летучих облаков. Как вы это понимаете? Отчего исчезает видение города из облаков? Почему могут исчезнуть мечтания поэта?
4. Найдите олицетворения и объясните их роль в стихотворении Полонского «По горам две хмурых тучи…». Какие образы возникают при чтении стихотворения?
5. Стихотворение А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы…»—может быть, красивая пейзажная картинка, может быть, страшная сказка… О чём она? Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы? Можно ли им верить?
Проект
Подготовьте поэтический вечер и выставку репродукций русских художников-пейзажистов в классе «Родная природа». На вечере вы расскажете о поэтах о их судьбе и их творчестве, прочитаете стихотворения. Подберите аудиозаписи музыкальных произведений, которые будут сопровождать выступления чтецов – участников.